Андрей Анкудинов: "С адреналинчиком в крови"

Андрей Анкудинов

Сегодня наш гость - актер театра и кино, заслуженный артист России Андрей Анкудинов.

В иркутском концертном зале имени Л.Г. Зыкиной "Байкал Бизнес Центра" шел сборный концерт. Андрей Анкудинов устроил на сцене такое, что в антракте только и говорили о нем. Пел, показывал актерские этюды, пародии на известных артистов и политиков, рассказывал анекдоты, вспоминал смешные истории. Почти час длился его "бенефис", что вообще-то немыслимо в сборном концерте.

Уже позже я услышала от него: "Главное, чтобы меня остановили вовремя. Бывало, мои сольные концерты зашкаливали за четыре часа. Все зависит от куража, от настроения..."

Вот что рассказал Андрей Анкудинов в интервью...

Театр и КВН

Сразу после ГИТИСа я поступил в Ленинградский государственный молодежный театр. Да! Я закончил институт, а потом еще два года сдавал научный коммунизм. Хотя меня распределяли в "Сатиру" и на "Малую Бронную". Но я в романтическом порыве поехал за девушкой в Питер. А потом перешел в Театр комедии, где отслужил 10 лет.

- Роли...

- Что характерно для Театра комедии, у меня там были... комедийные роли. Самая любимая - Шут в "Двенадцатой ночи".

Самое забавное, что начинал я в этом театре с роли абсолютно некомедийной. 1985 год, 40 лет Победы, спектакль "День Победы среди войны" про ленинградскую симфонию Шостаковича. Я играл артиллериста, который влюбился во флейту-пикколо и собирал для нее цветочки на минном поле. Трогательный персонаж. Он погибает, всем его жалко...

Но самая главная, наверное, моя роль в Театре комедии - капитан команды КВН. Еще до реанимации телевизионного КВНа мы сделали программу "Театральный марафон", то есть сходились молодежные команды театр на театр. В итоге все это вылилось во всесоюзный конкурс. Масляков, наверное, синел, бледнел, трясся, только чтобы об этом на телевидении никто ничего не узнал и не увидел.

Мы играли аж до 89 года. И было огромное количество поклонников. Я помню, где-то на третьей или четвертой игре пришлось отменить выездной конкурс, поскольку машина не могла выехать, столько было машин на стоянке!

Это были большие игры в несколько заходов, длились по 9 часов! Играли "ночники" (мода была такая и удобно). Капитанский конкурс продолжался 2-3 часа, и когда капитан выходил на капитана - это был отдельный спектакль!

- А сегодня вы смотрите масляковские КВНы?

- Редко. И то не могу отделаться от ощущения срепетированности.

Я знаю, как это все делается, кто кому пишет и за сколько. А вот у нас... Мы всегда готовились в последний момент. Когда актеры играют против актеров, очень многое, естественно, построено на импровизации. Это всегда было настолько здорово! С адреналинчиком в крови... И бесплатно!

Помню, когда в 1991 году с программой "Шансон белых ночей" мы прилетели в Нью-Йорк (а там было такое развлечение среди эмигрантов - приезжать к самолету), я вышел - и раздались аплодисменты. Я понял, что это моя публика, с "Театрального марафона". И было действительно безумно приятно.

- А как с театром?

- В моей жизни были два театра. Если ты служишь в театре, то не можешь самостоятельно планировать свои гастроли, съемки и все прочее. А я уже вкусил этого, что называется, солизма. И понимаю, что в театр могу прийти либо конкретно на роль, на спектакль, либо идти в антрепризу.

- И что, нет сейчас какой-либо антрепризы?

- Есть. Причем я принимаю в ней самое непосредственное участие не только как актер, а и как продюсер, инициатор, автор спектакля. Это будет спектакль-обозрение (ревю) по лучшим образцам рок-опер.

Большой кусок спектакля будет о Сирано де Бержераке. Я чувствую, что с годами приближаюсь абсолютно точно к этому психологическому типу человека. Человека смеющегося, фрондирующего, но внутри достаточно грустного и размышляющего...

Сейчас дописываю большие поэтические куски "по Ростану" (Андрей почитал их мне. - От авт.). Когда я читал их Вале Смирнитскому, он отреагировал так:

- Нет, все-таки Ростан - гениальный мужик!

- Это не Ростан, это уже я.

- Да? Угу...

Я считаю, что и сейчас - в театре. Я до мозга костей театральный актер, не эстрадник. Я выхожу на эстрадную сцену в эстрадном костюме и делаю свой театр.

Нет, наверное, более наслаждающегося своей властью человека, чем актер, который выходит на сцену и видит, как зал его слушает. И как он распорядится этим, насколько получит наслаждение от того, что ему профессией и судьбой дано... Вот в этом кайф.

"Шансон белых ночей" и Азнавур

Я сделал программу по русскому и французскому шансону в 1991 году и начал ездить со своей труппой. Три года ездил. Официально с этого времени я уже не в театре. Представляете, скоро этой программе 10 лет! Естественно, она обновляется. Это одно их моих любимых детищ.

Было мировое турне, 35 стран. Причем оно не было апрограммированным. Одни гастроли рождали другие. Например, в Америке ко мне подошел японец и спросил: "А что вы здесь делаете? Зачем поете им? Вы же знаете, что такую музыку понимают только русские, французы и японцы". Так родились гастроли в Японии. Потом была Франция. На фестиваль французской песни в Бурже я опоздал и уже выступал как гость. У конкурсанта - 15 минут, у гостя - 40. И главное - ни с кем не соревнуешься. После этого меня пригласили в Париж на празднование Дня 14 июля. Там был сборный концерт, все жанры - от рока до шансона. У меня - большое французское попурри. Когда меня спросили: "Как вас представить?", я ответил: "Вы, главное, фамилию не спутайте. Скажите, что я из России".

Когда я вышел на сцену громадного зала "Зенит" и увидел во втором ряду живого Ива Монтана, то начисто забыл все! А начиналось мое попурри с его знаменитой песни. (Напевает мне). На втором куплете я очнулся и понял, что уже давно пою (слава богу, мышцы помнят). После концерта Монтан и Шарль Азнавур устроили небольшой банкет в уличном кафе возле моста Александра III и пригласили меня. Вот счастье-то! Когда подвыпили, я сказал, что все французы - жлобы. Если бы не наш царь, вы этого моста и не увидели бы. И вообще не знаете, как надо Родину любить. Сейчас мы покажем, как... И сиганул в Сену. Прямо в белом смокинге (не успел переодеться перед банкетом). Вылез уже в серо-зеленом смокинге, потому что Сена цвела. Азнавур взял меня за руку и отвел в ближайший бутик, где купил мне смокинг серебристого цвета:

- Видите, не все французы - жлобы.

- Какой вы француз! Вы же армянин, - возразил я.

Он долго смеялся и впоследствии, когда приезжал к нам, вспоминал эту историю.

Кино. Хорошие сравнения

Сниматься я начал в 1979 году, сразу после первого курса. Первая моя работа - в телевизионном фильме Геннадия Полоки "Наше призвание". Это была трехсерийная картина, продолжение его "Республики Шкид". То есть я начал с сериалов! (Рассмеялся). У Полоки многие начинали: Ленка Майорова, Вася Мищенко, Илонка Броневицкая, совершенно не похожая на сегодняшнюю, элегантную.

Я не учился во ВГИКе, но абсолютно точно могу сказать, что закончил курс Полоки, удивительно киношного режиссера. Замечательный мужик! Самые серьезные вещи снимал через улыбку. Такой "подноготный" юмор. Его знаменитый фильм - "Один из нас" с Юматовым, 1971 год, удивительно, как его пропустили! Тогда я впервые понял, что такое режиссер и старая школа, которая тащит всех своих из картины в картину. Я у него снимался в трех картинах, а еще в одной - "А был ли Каротин?" - не смог, из-за того, что снимался в другом фильме. Полока сделал мне подарок. Кадр. Кваша, игравший кинорежиссера, подходит к главному герою и спрашивает:

- Простите, товарищ академик, а вы профессора Анкудинова давно видели?

- Андрея Ферапонтовича? Жив, жив!

Так Полока передал мне привет. С его легкой руки я начал сниматься в кино, и на сегодняшний день у меня уже 43 картины. Среди узнаваемых - "Самолет летит в Россию", "Цыганский барон", "Ребенок к ноябрю".

Забавный случай вспоминаю. Еду в поезде. Меня спрашивают:

- Вы снимались в кино?

- Да.

- Вот, я же говорил: Максим Перепелица!

Меня все время путают с Леонидом Быковым. Вчера в который раз смотрел его по телевизору (показывали "В бой идут одни "старики"), такое забавное ощущение! Спасибо ему. Меня знают, узнают - даже не по моим работам.

А как-то в аэропорту на регистрации держит женщина в руках мой паспорт, читает: "Анкудинов Андрей Робертович" и говорит:

- Как мы любили вашего отца Леонида Быкова!

- Да, - отвечаю. Ну чего я их буду огорчать? Люди уже сложили определенную, милую их сердцу сказку. И, я думаю, там (наверху) меня за эту ложь не сильно будут "жюрить" (я представляю себе такое большое жюри!).

Когда мне говорят, что у меня речевая манера, как у Олега Даля, поведение на сцене, как у Андрея Миронова, а похож я на Леонида Быкова, думаю, что потом, "там" я этой компании скажу большое спасибо. За то, что был рядом с этими великими тенями. По узнаваемости, по каким-то сравнениям. Есть люди, которые возражают: "Да, ладно! Я сам по себе..." А меня эти сравнения только радуют. Хорошие сравнения!

Пародии и Горбачев

- У вас замечательно получаются музыкальные и "политические" пародии. Давно этим занимаетесь?

- С института. Тогда меня выгоняли за пародию на Брежнева.

- Неужели?

- Не забывайте, какое было время: 78-79 годы. Страшная история! Довольно опасно было этим заниматься. Это сегодня каждый передразнивает Леонида Ильича, Бориса Николаевича.

Однажды я услышал, как человек пародирует Брежнева. Мне это так понравилось! Сделал свою пародию. И тут нате вам: отчисляют! Я возмутился:

- Я понимаю, что если бы учился, допустим, в Бауманском училище и меня выгоняли за пародию на Брежнева. Но я же учусь в театральном! Это же моя будущая профессия.

Горбачева я "ловил" практически год. Сидел, записывал на видак. Его архитрудно было "поймать". Он абсолютно живой человек, без бумажки, импровизирующий. Разве что говор особый. Кстати, со ставропольским акцентом не принимают в театральный институт, он неискореним.

В свое время я был первым, кто обнаглел и начал пародировать Горбачева. Нашел "ключ", а там уже другим было легче.

В 93 или 94 году в киноцентре в Москве была встреча "Кино и новая политика". И там был Горбачев. Я спросил его:

- Михаил Сергеич, а каково было, с одной стороны, родить перестройку, а с другой - перестраивать себя?

Он сказал:

- Я вас помню. Ну что уж теперь говорить?

И тут я понял, что он тогда обиделся.

"Тогда"... Это было в Кремлевском Дворце съездов, громаднейшая сцена, я пел русское попурри. Закончил, кланяюсь. Вижу, в первом ряду сидит Горбачев. С Раисой Максимовной. Я понимаю, что такого случая у меня больше не будет и говорю его голосом:

- Михаил Сергеич, обратите внимание, вот они, понимаете, плоды вашей перестройки: вы сидите в первом ряду, смотрите пародию на себя и сами, так сказать, смеетесь вместе с залом.

Потом мне прислали за кулисы букет от них...

А сейчас меня уже не тянет записывать Путина на видеомагнитофон и пытаться поймать, как он говорит. Сегодня мне в кайф заканчивать свое выступление не на смешной ноте, а на высокой и трогательной.

Телевидение

Что касается сегодняшней работы, я три сезона "перезимовал" на телевидении. Сначала была программа "Лучшие из лучших" на НТВ, потом - "В 12 пополудни" на "России" и самая многочисленная по выпускам - "Час совы" на СТС (я провел 210 программ и понял, что у меня уже тихо едет крыша). На телевидении ты переходишь из разряда актера, человека, которого слушают, в разряд людей, которые слушают. Конечно, с точки зрения воспитания это здорово: научиться слушать. Но, с другой стороны, быстро теряется интерес к тому, что ты делаешь. Уходит ощущение импровизации, ты уже начинаешь "вычислять" людей, примерно знаешь, что они ответят на твои вопросы, порой бывает и лень думать, потому что даже подколы, провокационные вопросы из тебя "вываливаются" автоматически, как лекала.

О личном

В Питере я прожил 15 лет, и до сих пор у меня в паспорте стоит лениградская прописка. Это не кокетство: "Да, я - питерский!" Почему не меняю прописку, хотя живу уже в Москве? Либо из суеверия, либо... держит что-то. Помните, как в песне: "Я этим городом храним и провиниться перед ним..." И мои матушка с сестрой там живут.

А с браками у меня всегда так: то жена в Питере, а я - в Москве, то - наоборот. Или я - в Москве, она - в Женеве...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 17.06.2000

версия для печати