Игорь Горбачев: "Хлестаков перевернул мою жизнь..."

Игорь Горбачев

Недавно Санкт-Петербург отпраздновал 75-летний юбилей своего замечательного актера - Игоря Горбачева, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда.

Приехав в Питер, я отправилась в его родной театр - Александринский, договориться о встрече. И неудача! Оказывается, Игорь Горбачев серьезно болен, спектакли не играет, лечится в больнице. "Но вы все же позвоните ему домой", - посоветовали мне.

Жена Игоря Горбачева, Людмила Ивановна, обещала мне помочь. И помогла. "Слушаю вас, - раздался в трубке такой знакомый по кинофильмам голос Горбачева, когда однажды актера ненадолго привезли домой. - Что обо мне писать? Вы лучше приходите к нам в институт на спектакль. Посмотрите, вот тогда и поговорим. Так вы придете?"

Театральный институт "Школа русской драмы", ректором которого является профессор Игорь Горбачев, тоже готовился к юбилею - десятилетию. Это единственный в России частный вуз, где студенты не платят за обучение. Удивительная роскошь по нынешним временам.

- Я пошел на такой шаг, чтобы быть свободным. Не желаю учить "позвоночных" недорослей, которых богатые родители устраивают по звонку и могут заплатить за учебу любые деньги. Мы принимаем только способных. Ну а я, как чеховская Мерчуткина, хожу с протянутой рукой по спонсорам, добывая деньги на зарплату педагогам, - говорит Игорь Горбачев.

Педагогов четверо, все они из Александринского театра. Актерам знаменитого театра, кстати, посвящен целый курс в учебной программе. Лекции читают и педагоги театральной академии (ГАТИ). (В кабинете, куда меня любезно приглашают, по стенам развешаны портреты корифеев Пушкинского театра. "Это мои кумиры, - поясняет Горбачев. - Вот Вивьен. Гений. Под его крылом я работал 30 лет. Музиль, замечательный режиссер. Николай Петров, один из организаторов нового, "советского", Александринского театра. Колосов, с которым я работал в "Операции "Трест". А это Евгения Владимировна Карпова, моя первая наставница в искусстве, руководитель студенческого театра университета, великий педагог".(Все, заметьте, великие, замечательные, выдающиеся. - Прим. авт.).

"Школа русской драмы" существовала в Петербурге с 1793 по 1932 год. В 1992 году Горбачев возродил ее. Сейчас в ее стенах под его руководством готовится уже третий выпуск будущих служителей Мельпомены.

Спектакль, на который меня пригласили, - драма "Годы странствий" по пьесе Алексея Арбузова. В постановке заняты студенты четвертого курса. Играют замечательно! Молодой Игорь Горбачев сам играл одну из главных ролей - Шурку Ведерникова - полвека назад на сцене Пушкинского театра. Этим же спектаклем было решено отметить оба юбилея - ректора и "Школы" - на сцене именно Александринки.

Мне повезло. Моими соседями в зале оказались старые друзья Горбачева, которые знают его с детства. Представляете, сколько ценного они рассказали! Люди помнят, как в 11-летнем возрасте Игорь играл Принца в спектакле "Принц и Нищий". Помнят спектакль "Коньки" по Льву Кассилю, в котором он играл зимой 1941 года. Это мама привела его, восьмилетнего, в театральный кружок Дома пионеров и школьников Петроградского района.

И вот наконец я встретилась с артистом. Ему очень трудно говорить. Напичканный лекарствами, чувствует себя плохо, с трудом передвигается (а "Школа" находится на самом последнем - пятом! - этаже), с трудом говорит. Я понимаю, что беседа наша будет короткой. "Не мог Игорь Олегович отказать женщине. Да еще из Иркутска!" - поясняет мне его помощница, педагог, режиссер, заслуженная артистка России Татьяна Кулиш.

- Игорь Олегович, мне рассказали, что вы после школы учились на философском факультете университета (ЛГУ им. Жданова), а о профессии актера даже не мечтали, хотя и занимались в театральной студии...

- Занимался. Но думал, что всю жизнь пробуду в любителях, и не помышлял, что стану профессионалом. А потом все изменила роль Хлестакова. Это она подтолкнула меня поменять университет на театральный институт.

Со спектаклем "Ревизор" студенты театральной студии ЛГУ, руководила которой Е. В. Карпова, отправились в 1951 году в Москву, на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, где и заняли первое место. На эту же роль в 1952 году Горбачева пригласили в кино. А в 1954 году роль Хлестакова ему предложили вновь - уже на сцене Пушкинского театра.

Знаменитый актер Петербургского ТЮЗа Леонид Макарьев как-то увидел Горбачева, читавшего со сцены сказку Андерсена, в Доме актера.

- Макарьев, народный артист, великий педагог, профессор, вел кафедру, как-то увидел меня и сказал: "Хочешь в театральный? Я беру тебя к себе на курс без экзаменов".

Еще студентом Игоря Горбачева стали снимать в кино. И взяли в труппу выдающегося театра - БДТ.

- Первым спектаклем, на который меня и позвали, стала "Яблоневая ветка", роль моряка. Потом был замечательный романтический спектакль "Рюи Блаз" по Гюго, и самая лучшая моя работа - Дон Цезар де Базан.

Мне было очень хорошо в БДТ. Замечательный театр, замечательные артисты. Я прослужил там три года. Но Пушкинский театр предложил мне роль Ведерникова. И ради нее я ушел. Так что остальные 53 года - в этом театре.

В Александринке Игорь Горбачев играл много. А потом, в 1975 году, стал еще и художественным руководителем этого театра.

- Но успевал все. И театром руководил, и сам играл, и спектакли ставил уже как режиссер, и снимался в кино. И радио, и телевидение - все было. И преподавал: в народном театре университета, а потом меня и на Моховую пригласили (в театральный институт на улице Моховой. - Прим. авт.). Когда любишь свое дело, когда есть желание заниматься им, есть режиссура, роли, предложения, тогда все можно успеть.

- Наверное, Хлестаков - ваша самая любимая роль?

- Нет. Дон Цезар.

- Были в вашей творческой биографии неудачи?

- Лучше спросите: были ли удачи? (Смеется). Пальцев одной руки хватит, чтобы я сказал, сколько удач было, чем был доволен. Дон Цезар де Базан, Антуан де Сент-Экзюпери, Платов в "Друзьях и годах" Л. Зорина, Устименко в спектакле "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, Ремез в "Пределе возможного" И. Герасимова. Пожалуй, все. Были роли, которые я с удовольствием играл, и были такие, которые играл без восторга.

- Простои случались?

- Нет. Я много играл. По 29-30 спектаклей в месяц.

Первое почетное звание - заслуженного артиста республики - Горбачев получил в 30 лет. Званий и наград с тех пор было множество!

- Званиями, слава богу, обижен не был. Но главное для меня - это общение со зрителями. Наш главный режиссер ведь - зритель...

Знаменитый петербургский режиссер Александр Белинский вспоминает:

- В наше время Игорь Горбачев был первым Хлестаковым из всех существующих Хлестаковых. Лучше его Хлестакова никто не играл. С полной ответственностью я могу назвать его и лучшим Чичиковым. После Хлестакова его Дон Цезар де Базан стал чудом номер два. Я прибежал к нему за кулисы и закричал, что так не играют! Это был настоящий пир! Это было шампанское! Он не имел равных, хотя в спектакле были заняты блистательные актеры.

Горбачев - это большой подарок для любого режиссера. Работать с ним было очень легко. У него великолепная возбудимость - "спичечная", абсолютно свободная импровизация, первоклассный юмор, что встречается очень редко. В общем, он настоящий артист русской школы.

Достаточно посмотреть, как он сыграл в кинофильме "Операция "Трест", чтобы включить и эту роль, и многие другие его работы в золотой фонд киноролей.

Читайте также: Горный парк Рускеала — жемчужина Карелии

Портрет супруги Игоря Олеговича - актрисы Людмилы Горбачевой я видела в фойе Александринского театра. И не могу не спросить его о "дражайшей половине".

- Она болеет сейчас. В катастрофе ноги перебила... Сначала она, как и я, работала в БДТ. Потом мы вместе ушли в Александринку. В прошлом году золотую свадьбу отметили.

- Так вы вместе еще со студенческих лет?

- Да. На третьем курсе я стал за ней ухаживать, а на четвертом мы поженились.

Сын наш, Игорь, актером стать не захотел. Увлечен автоделом. Внуки подрастают - Ярик и Людочка.

...Пора заканчивать разговор, хотя у меня масса незаданных вопросов. Игорю Олеговичу уже тяжело, надо опять отправляться в больницу. Но он задает свои вопросы, спрашивает о том, что ему сейчас очень дорого:

- Как вам наши студенты? Как спектакль? Вам правда понравилось? Вот и напишите о них...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 28.12.2002

 

версия для печати