Мария Машкова: "Сериалы помогли мне выжить…"

Мария Машкова

Родившись в актерской семье (мама, Елена Шевченко, снялась в известных фильмах - "Катька и Шиз", "Сирота Казанская" и других, а отец - суперпопулярный актер и режиссер Владимир Машков), Маша Машкова с детства пошла по стопам своих знаменитых родителей. В одиннадцать лет снялась в "Маленькой принцессе", а в двенадцать - в "Мама, не горюй". В шестнадцать - играла на сцене Театра имени Вл. Маяковского в спектакле "Строитель Сольнес".

Еще будучи студенткой Театрального училища имени Щукина, Мария Машкова снялась в нескольких сериалах и стала популярна, сыграв подружку главной героини в "Не родись красивой". И вот, похоже, наступил новый этап в жизни молодой актрисы: в прокате фильм "Закрытые пространства".

- "Закрытые пространства" - ваша первая большая роль в кино. После таких ролей, как отмечал сценарист, режиссер и продюсер картины Игорь Воркела, он же Игорь Лебедев, артисты просыпаются знаменитыми. У вас есть предчувствие, что так и произойдет?

- У меня есть ощущение, что картина получилась, - говорит Мария Машкова. - Во всяком случае, мне она понравилась. Удалась ли моя роль? Станет ли она для меня чем-то значимым? Я об этом просто не думаю. Зачем? Не могу быть объективной, и не мне судить. Как зрители решат, так и будет.

- Чем подкупила вас эта роль?

- Всем. Правда, всем. Попала в меня - и все. Больше всего тронула, показалась значимой тема взаимоотношений отцов и детей. Она хоть и вечная, но лично мне близкая, больная. Еще только начала читать сценарий и сразу почувствовала, что это про меня. И потому пришла в восторг от предчувствия чрезвычайно интересной работы.

- Значит, ваша Вика - это вы?

- Не сейчас, конечно, раньше - в 14-17 лет. И не на все сто процентов, но по сути, по моим внутренним ощущениям - да.

- Съемки стали для вас тяжелым испытанием или вы их проскочили на одном дыхании?

- Было непросто хотя бы потому, что почти все время я в кадре, и часто на крупном плане, это и физически, и морально тяжело. А если еще учесть, что моя героиня находится в пограничном состоянии на протяжении всего фильма и надо "держать" эту эмоцию, что все происходит в душном павильоне, а смена длится, кажется, бесконечно...

- Насколько, на ваш взгляд, актуальны в молодежной среде вопросы, которые поднимаются в фильме?

- Проблема отцов и детей всегда актуальна. Как и проблема поиска молодым человеком своего места в жизни.

- Родители, однако, в фильме на обочине, а в кадре вы и ваш партнер вашего возраста...

- Я говорю про суть того, что происходит с каждым из главных героев, а не про "картинку" и действие. Это история про то, что родители порой и понятия не имеют, как их детям трудно с ними и какие психологические перегрузки они при этом испытывают. И про то, что родители, сами того не замечая, перекладывают свои проблемы на детей, доводя их порой до состояния стресса. Вы из "родителей", и вам со стороны, наверное, трудно понять, что переживают при этом дети. А вот зрители моего поколения, уверена, будут со мной солидарны. Вот поэтому наш фильм и представляется мне значимым. Хотя, повторяю, трудно быть объективной. Но мне бы очень хотелось, чтобы зрители почувствовали то же, что чувствовала я.

- Будучи дочерью знаменитых актеров, вы, наверное, с детства узнали запах кулис?

- Да, я действительно с малых лет очень часто бывала с мамой в театре, на репетициях и спектаклях. Одно из самых сильных впечатлений - мне семь лет, и меня, дочь актрисы, как это часто бывает в театре, задействовали в спектакле "Виктория". Меня за руку выводила на сцену Наталья Гундарева, и я бежала к Армену Джигарханяну - своему сценическому отцу, прыгала ему на руки. На всю жизнь мне запомнилась теплая ладонь Гундаревой. А вообще-то театр я не любила. Я воспринимала его как место, которое отбирает у меня моих родителей.

- Неужели не испытывали восторга оттого, что вы на сцене, артистка и на вас смотрят сотни глаз?

- У меня не было таких ощущений. И я никогда не мечтала стать артисткой.

- Это как-то не вяжется с тем, что в детстве вы и в театре играли, и снялись в нескольких фильмах, о чем тысячи грезящих об актерской профессии детей и мечтать не могли. Вас что, мама за руку приводила и говорила: играй?

- Было, конечно, не так. Я относилась к этому... несерьезно. Как к детской игре, как к хобби.

- Как получилось, что после школы вы пошли и в экономический вуз, и в актерский?

- Решила себя испытать, узнать, есть ли у меня актерские способности. Хотелось услышать: "Вы талантливы", и с чистой совестью пойти учиться на экономический факультет. Так вышло, что меня приняли и в Щукинское училище, и в Плехановскую академию. И тут я задумалась. Но, хорошо понимая, какие сложности меня ждут в актерской профессии, предпочла стать экономистом.

- Так вот все просто? Оба вуза престижные, с сумасшедшим конкурсом, для поступления требуется основательная подготовка...

- В театральный шла безо всякой подготовки. Конечно, знала какие-то стихи, был опыт участия в конкурсах со школы, и вообще я росла девочкой читающей и запоминающей. У меня замечательные родители - и мама, и ее второй муж, они меня любили и очень тактично и грамотно занимались моим образованием, приучали к чтению книг, предоставили возможность попробовать себя в кино.

- А говорите, что не было никакой тяги к актерской профессии...

- Я говорила, что все это было моим хобби, но я вовсе не хотела, чтобы это стало моей профессией.

- А почему именно экономический вуз?

- Стадное чувство: все мои школьные друзья шли в "экономку" - пошла и я. "Экономка" - это деньги. Так что мотивы у меня были самые банальные.

- Будучи студенткой, вы активно снимались в сериалах, и они сделали вам имя.

- Вообще-то я никогда не хотела сниматься в сериалах. Определяющим стало то, что режиссером этих трех сериалов был мой педагог Александр Владимирович Назаров, который первый в меня поверил. Он меня пригласил, и я не могла не пойти с ним, поскольку верила ему.

- Родители поддержали этот ваш шаг? Вы с ними советовались?

- Нет. Я уже не жила с ними, хотела чувствовать себя материально независимой, и мне надо было зарабатывать на жизнь, на стипендию-то не проживешь. Сериалы помогли выжить в то тяжелое для меня время и встать на ноги. Так что это - еще одна причина, почему я пошла в сериалы.

- Когда смотришь наши сериалы, возникает ощущение, что актерам просто отвратительна эта работа. У вас такого ощущения не возникало, когда вы оказались на конвейере?

- По-разному бывает. Но если относишься к сериалам не как к искусству, а как к обыкновенной работе, как к определенному периоду в жизни, который надо пройти, то никакой патологии не будет. Если же у зрителя возникает отвращение от игры артиста, значит, он видит плохого артиста.

- Часто плохо играют и талантливые, именитые актеры - элементарно халтурят...

- Наверное, вы слишком строги. Не забывайте, сериалы и кино - разные вещи, и потому должны быть разные критерии оценки. Работа в сериалах тяжелая, изматывающая. Ты с утра до вечера в павильоне, учишь текст, снимаешься за день в двадцати сценах. Даже чисто физически трудно все это выдержать, и порой даже самый талантливый и добросовестный артист чувствует себя настолько опустошенным, что перестает понимать, что он делает на съемочной площадке. Какая тут может идти речь об искусстве? Приходится работать на автомате.

- Вы всегда с большой теплотой говорите об отце, хотя родители развелись, когда вы были совсем маленькой, и потом с отцом общались урывками. Что он значит для вас в вашей жизни?

- Все. Он - мой отец, и я его безгранично люблю. Он для меня авторитет во всем.

- На то, что вы стали актрисой, он как-то повлиял?

- Наоборот, он мне не советовал идти в эту профессию. А вообще-то мои родители - мудрые люди. Чуть ли не с пеленок я чувствовала себя свободной, мне всегда предоставляли возможность самостоятельно принимать важные решения. И я им чрезвычайно благодарна за это.

- А в профессиональном смысле вы чувствуете влияние Владимира Машкова? Он вам как-то помогает? Вы же с ним хоть и нечасто, но общаетесь...

- В плане профессии - нет. До сих пор мне вообще-то и нечего было ему показывать. Но я очень хотела бы, чтобы он увидел "Закрытые пространства". По многим причинам.

- И каким же?

- Это мои личные причины.

- Владимир Машков - незаурядная личность. И в творческом, и в человеческом плане. Что больше всего в нем вас поразило?

- Меня в нем поражает все.

- Безгранично? И в нем, конечно, нет "темных пятен"?

- Даже если и есть у меня какие-то критические мысли по отношению к отцу, неужели вы думаете, что я их обнародую?

- Будете и дальше сниматься в сериалах?

- У меня, к счастью, появилась возможность сниматься в кино. Зарекаться не буду, но на данный момент мне в этом смысле везет.

- "Закрытые пространства" выходят в прокат солидным тиражом - сотней копий. Подавляющему большинству отечественных фильмов это и не снилось. Так что вас наверняка ждут интересные предложения в кино. Или они уже пришли?

- Заканчиваются съемки в очень интересном фильме шведского режиссера Андреса Банке "Горячие новости". Это ремейк знаменитого одноименного гонконгского фильма Джонни То. Я горжусь, что меня утвердили на главную роль и что меня окружают такие восхитительные артисты, как Сергей Гармаш, Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин... Так что будем считать, что "они уже пришли".

- Вы, похоже, нашли себя и в театре...

- "Нашла себя" - слишком громко сказано. Это не про меня. Я в театре работаю и получаю удовольствие от своей работы. А иногда и не получаю. Бывает порой, что хоть криком кричи: ну ни-че-го не выходит! Как будет дальше - время ответит. На мой взгляд, это нормально. Я боюсь, что когда-нибудь буду наслаждаться: у меня все получается. Это значит, что наступил конец.

- Я был поражен, узнав, что ваша тезка Мария Миронова сама предложила ввести вас на свою роль в ленкомовском спектакле "Варвар и еретик". Частенько в театрах новичков-конкуренток поедом едят...

- Я не знаю, сама ли она предложила, но что Маша меня сама вводила в спектакль, это правда. И я ей по-человечески чрезвычайно благодарна за это. Она и советовала, и репетировала со мной, и морально поддерживала, что не менее важно, чем все остальное.

- Вам это не кажется удивительным? Вы же прекрасно знаете, какие страсти обычно кипят за театральными кулисами...

- Мария Миронова настолько талантливый, настолько тонкий, душевный, добрый человек, что... А ведь это нормально. Так ведь и должно быть. Вы не согласны?

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ

Культура, № 32, 21-27 августа 2008

версия для печати