Анна Овсянникова: «А началось все с Отелло...»

Анна Овсянникова

Публика знает: киноактеры живут либо в Москве, либо в Петербурге. На худой конец, в Киеве, в других столицах бывших союзных республик. Но чтобы актриса, снявшаяся в четырнадцати фильмах, всю жизнь прожила в Братске! И чтобы работала там даже не в драмтеатре - театре кукол! Где это видано? Еще один поразительный факт: актриса не имеет театрального образования. И тем не менее хорошие, талантливые режиссеры снимают сибирячку в своих фильмах, кто даже без проб, кто пишет специально для нее роль...

В Иркутске прошла презентация фильма Л. Бобровой "Бабуся", о творческой встрече зрителей с заслуженной артисткой России, актрисой Братского театра актера, маски, куклы "Тирлямы", братчанкой Анной Овсянниковой.

Фильм, вышедший на экран в прошлом году, стал призером уже многих международных кинофестивалей. Анне Овсянниковой, сыгравшей в нем, присудили приз за лучшую женскую роль на сочинском "Кинотавре-2003". А на завершившемся недавно кинофестивале в Майами она победила в номинации "Лучшая актриса".

А сегодня, как и обещали, Анна Георгиевна в гостях у нас.

Родилась Анна Овсянникова на Ставрополье.

- Я даже гордилась тем, что была землячкой Горбачева, хвасталась, хвасталась, а потом, когда переворот случился, замолчала... - откровенничает Анна Овсянникова.

Детство у нее было несладким: четвертым ребенком в семье росла. Мать, домработница, часто болела. Отец оставил их, когда Ане было всего 12. А когда исполнилось 16, мама умерла.

- Так никакого образования я и не получила. Всю жизнь из-за этого чувствовала себя ущербной. Поступала в театральное - не приняли. Сказали: "На роли травести по росту-то ты подходишь (Овсянникова - крохотного росточка. - От авт.), но кость у тебя широкая, и скулы... А для характерной актрисы роста не хватает. Иди на режиссерский". На режиссерский не поступила. Меня взяли в Театр Станиславского. Это было в 1966 году. В тот период, когда Урбанский погиб. Режиссером был Лева Анохин. Где-то полгода в Москве поработала. Думала, на следующий год опять поступать буду. Но заболела, приехала в Ставрополь. А там увидела объявление о наборе в театр кукол. И все, так и осталась. Две записи всего в моей трудовой книжке: Ставропольский театр кукол и Братский. Как Илья Муромец, 30 лет и 3 года ровно служу в театре "Тирлямы".

В Братск, говорит Анна, поехала с мужем, тоже актером, не за деньгами - за романтикой. Их приглашали в Новокузнецк, Кемерово и в только что открывшийся в Братске театр кукол. Знакомая актриса из Читы рассказала, какие чудесные, снежные города в Сибири, какой там народ прекрасный...

- Братская ГЭС! Я думала, что там медведи ходят! В контейнере везла с собой не только варенья, соленья, даже картошку, а оказалось, она в Сибири дешевле, чем у нас дома...

Но и в Братске не баловала жизнь Анну Овсянникову.

- Муж пил, лечился. Я терпела. Но не простила ему измены, мы расстались. Второй муж, Овсянников, был не актером, монтажником. Всем успехам в своей жизни, своему становлению как личности я обязана ему. Он понимал, поддерживал меня: "Расти, расти давай! Не бросай театр". У нас вторая дочь родилась.

- Ну и как вы в роли кинозвезды в родном Братске?

- Ага! (Смеется). Один случай отучил меня врать. Был День кино, мы решили отметить. С водкой тогда напряженка была. Уже вечер, где ее взять? Мы компанией в ресторан отправились. Домой поздно явилась: "Где была?" - спрашивает муж. Соврала: "У Лоры". На следующий же день он все узнал. Приходит домой. Я болею. Как врезал мне! "Где была? У Лоры? Ах, лицо государственное бережешь?" Побил он меня. Я в ночной рубашке в подъезд выскочила. Урок на всю жизнь.

- Братск "звезду кино" как-то наградил?

- Квартирой трехкомнатной город премировал. У меня была нормальная квартира в центре, я и в очереди не стояла. Получила ордер, и в этот же день муж умер...

Уже 5 лет Анна Георгиевна одна воспитывает двух внучек.

- Моя старшая дочь погибла... Папаша пьет, от девчонок отказался. Возраст у них сейчас сложный: 14 и 15 лет. В школе учатся, одна - в "художке", вторая - на тележурналиста и в драмкружок ходит.

Еще у меня есть дочь Оксана, ей 24 года. От второго мужа. Я девять лет как вдова.

- Режиссер Виктор Аристов, царствие ему небесное, стал моим "крестным отцом" в кино. Господин Случай помог. Или Бог мне помогает? Не знаю. Первая моя роль в кино (Домна Павловна) - у него, Аристова, в фильме "Трудно первые сто лет".

А началось все с ... Отелло, которого я, женщина маленькая, играла на капустнике... Был такой режиссер, кукольник, журналист Веселов, он ездил по фестивалям, снимал спектакли. В Чите был фестиваль "Байкальское кольцо", после него - тот капустник. Видеозапись попала к Аристову. И сразу мне пришло от него приглашение. Без проб взяли в кино! Я приехала на съемки вся такая разукрашенная, чтоб деревней не казаться, но всю мою "красоту" отмыли и в самом что ни на есть простом виде сняли.

А потом и другие режиссеры, увидев меня в этом фильме, стали приглашать.

"Нюрочка, я давно вас приметила", - сказала Лидия Боброва. Я должна была сыграть у нее небольшую роль в картине "В той стране". Снимались Усатова, Бортник. Не мне судить, но деревенская роль у Усатовой что-то не шла. И вместо нее эту роль сыграла я. Картина получила Госпремию. Боброва потом мне говорила: "Нюра, тебя Бог нам прислал..." Кстати, Путин ей недавно, на 8 Марта, вручил награду и звание заслуженного деятеля культуры. А роль Анны, сестры бабуси, Лидия написала специально для меня.

В "Той стране" снимали на родине Федора Абрамова. Бобровой очень понравился архангельский народ. "Бабусю" сняли в тех же местах, но в Подюжском районе. "Бабуся" - Нина Павловна Шубина - совсем не актриса, простая русская женщина 65 лет, мать, добрая, скромница. Судьба у нее трудная. Муж бил ее, пил, гулял, уже умер. Сын - инвалид. С ней и играть-то мне не надо было. Она на мою старшую сестру так похожа! В общем, сдружились.

Сейчас Лидия Боброва пишет сценарий, будет продолжение фильма. Моя дочь, журналистка Лиза, повсюду разыскивает "бабусю". Я когда первую историю прочитала, разревелась! Ну история моей родной бабушки! У нее такая же судьба. Она вырастила шестерых детей, мне тогда было лет 9-10, а ей - за 100. Мы были самые бедные, она у нас и умерла.

Конец фильма по сценарию сначала был страшным: бабуся уходит в ночь. Ясно, что она погибнет, замерзнет на улице. Лидия переделала его: можно понять финал по-разному...

- А как вы к Алексею Герману попали, Анна Георгиевна?

- Тоже благодаря картине Аристова! Сначала Герман снял меня в роли бичихи в фильме "Хрусталев, машину!" (фильм получил Гран-при на "Кинотавре-2000"). А сейчас снимаюсь у него в картине "Трудно быть богом" по роману Стругацких. Он ее еще в 1968 году хотел снять в Чехии. Там дешевле, чем у нас, снимать. И крепости там настоящие, не студийные. Но не получилось из-за известных событий... Я в новой картине играю "женщину с туфлей". Роль не главная. Но супруга Германа ее дописывает, еще что-то придумала для меня. С Германом тоже одно удовольствие работать! Каждый жест, каждое движение - все до мелочей отточено.

- Наверное, трудно вам было сниматься в кино? Актрисе театра кукол, никогда не бывавшей на съемочной площадке. Да еще из провинции...

- Сначала было очень страшно. На площадке столько народу: режиссеры, звукооператоры, их помощники, реквизиторы - кого только нет! И: "Камера! Мотор!" Вроде все, пошла. И моментально - какой-то провал. "Успокойся, - говорили мне. - Давай по мизансценам: что ты должна здесь сделать". Потом полегче стало, опыт появился. Я очень послушная, во всем слушаюсь режиссера. Боброва, правда, дает свободу. "Как чувствуешь, так и играй". Поправляет, конечно. В "Бабусе" трудно психологически было играть. Особенно когда я сына своего била, дублей шесть сделали. Я уже и без голоса... Это ведь и моя жизнь. Первый муж мой напьется, бывало, а ты попробуй его, пьяного, отлупи! Не дай бог попасть по больному месту...

- А как складывались отношения со звездами?

- Я тушевалась: кто я и кто они? Скромненько, в сторонке. В фильме "Искушение "Б" снимались Олег Борисов, Гундарева, Садальский. Садальский и в жизни такой же простой, смешной. "Ой, откуда ты такая маленькая?" - спросил меня. "Из Сибири, примороженная". - "А как зовут?" - "Аня". - "Ань, пойдем коньячку трахнем!"

Я себя на площадке скромненько вела. Это звездам, думала, позволительно выпить. А потом на съемках фильма "Облако-рай" нам с Ириной Розановой наливали по чуть-чуть для согрева. И в "Той стране" холодно было. Настоящую водку пили.

- Понимаю ваше смущение: вы из Братска, из Иркутска-то актеров сниматься не зовут...

- Нет. С Егуновым мы встречались на съемках фильма "Трудно первые сто лет". Я его представляла: мой земляк, народный артист. "Ты что? - шумел он. - Я никакой не народный, еще заслуженный". Но потом режиссер заболел, и Егунов почему-то не вошел в картину.

В Иркутске хорошие актеры. Давно знаю Венгера, Тамару Панасюк...

- Столько наград дали фильму "Бабуся" и вам лично! Но ни одну из них вам не довелось получить "очно", в торжественной фестивальной обстановке?

- Нет. Ни одной награды не получила. Ни разу в жизни. Наверное, я там от разрыва сердца умерла бы! Когда "Кинотавр" был, я находилась на театральном фестивале в Чите. Знакомая актриса из Петербурга смотрела трансляцию, позвонила мне в половине четвертого утра и сообщила, что на сочинском фестивале я за лучшую женскую роль награждена. Да не может быть! Правда я? Правда? А когда уже дома в "Новостях" по телевизору услышала (я внучку в это время на руках держала), заплакала: неужели правда я талантливая?

А на фестиваль в Майами даже режиссер не ездила. Я как раз была на презентации картины "Бабуся" в Братске. Позвонила Лидия Боброва: "Нюрочка, ты - лучшая актриса мира!" Я была ошарашена. Что за приз? Не знаю. Смеюсь: может, "Мерседес" пришлют?..

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 24.04.2004

версия для печати