Галина Польских: "В молодости ты - героиня, а сейчас соседка или бабушка"

Галина Польских

Популярная актриса Галина Польских рассказала "Сегодня" о том, что выбрала профессию ради благополучия бабушки, не любит сниматься в сериалах, мечтает сыграть в фильме о деревне и не знает, как побороть душевную усталость.

- Галина Александровна, что такое творчество?

- Это зависит от того, с кем работаешь, - говорит Галина Польских. - Режиссер, сценарий, драматургия. Когда все на хорошем творческом уровне, ты подтягиваешься, продумываешь роль. Также важны партнеры. Мне с ними везло. Но раньше и кино снималось более серьезно, ответственно. На роль пробовали 20 и более актрис. И когда тебя выбирали, это уже рождало подъем в душе. Начинали обшивать, подбирали цвета, грим пробовали.

А сейчас - это ужасно! Особенно эти долгоиграющие сериалы. Для молодых есть такой плюс, как получение известности. А наше поколение старается в таких проектах не сниматься. Но когда дома сидишь, теряются навыки. И все равно ничем в этот момент не занят, и деньги не помешают. Но творчества там нет. Правда, я не так давно снялась в "Докторе Живаго" и увидела такую подготовку, как раньше, просто счастье меня охватило.

- А вот сейчас у нас Владимир Бортко классику снимает, "Тараса Бульбу", как вы оцениваете эту попытку?

- Не могу судить. Раньше у него были хорошие работы. А в "Мастере и Маргарите" вроде бы отважился на такой шедевр, а были слабые места. От него я жду большего.

- Какой из последних отечественных фильмов вы бы высоко оценили?

- Последним смотрела "Груз 200", страшненький. Вроде бы, производит впечатление, но так все накручено! Или взять «Остров» Лунгина… Все призы ведь собрал, а я не могу понять, почему, по-моему, там перебор с акцентом в религиозную тему. Возможно, народ соскучился по такой тематике.

- А из ваших фильмов какой наиболее близок?

- "Любить по-русски" как-то попал в свое время. Ах, как много значит такое попадание! Тогда перестройка прошла, у людей забирали землю и до сих пор это делают. Но сейчас уже привыкли, а тогда было странно, чтобы кто-то сломал детсад и выстроил на этом участке бизнес. Люди боролись. И я вам скажу, народ просил продолжение, собирали деньги. На них, собственно, и сняли вторую часть. Вот в ней многое придумывалось и высасывалось. А в первой все было настолько просто… Мы снимались практически бесплатно, даже одежду свою приносили, и получилась картина провинциальная, настоящая, жизненная.

А так для меня был важен переход от девочек к женщинам. От "Дикой собаки Динго" к "Семейным обстоятельствам", к "Суете сует". Впервые я у Ролана Быкова в "Автомобиле, скрипке и собаке Кляксе" сыграла не себя, а чужой характер. Этот период мне нравился. А сейчас уже главное, что работа вообще есть.

- Вас называют «актрисой с печальным взглядом». А какие черты характера вы бы выделили сами в себе?

- Я человек романтический. Люблю природу, наивность. Ее уже у меня, видимо, не осталась, все же возраст берет свое. Но так хочется не впасть в будничность, а сохранить чистоту восприятия мира.

- Вы как-то упоминали, что воспитавшая вас бабушка все сбережения тратила на вас, и вы хотели это компенсировать…

- Да-да, я до сих пор порой думаю: была бы жива моя бабушка! Я тут сижу в квартире собственной, дача есть, а мы с ней так бедненько жили… Посмотрела бы она сейчас, порадовалась. Я бы ее отправила на родину – она же из Ялты, – чтобы вспомнила лучшие годы. Она так любила конфеты, сколько бы я ей их купила, и одела бы ее как! Машины есть у моих дочек, мы бы ее катали. Но, к сожалению, это невозможно.

- О родителях вы практически не рассказываете...

- Я папу даже и не помню, он как ушел на войну, сразу погиб. А мама после его смерти лет пять прожила. Сколько ее помню, она кровь сдавала, малокровие из-за голодной войны у нее развилось, болела. Когда она умерла, меня хотели в детдом забрать. Но бабуля приехала из Каунаса. Она Москвы не знала, потому нашли ей подработку, в магазине «Овощи и фрукты», уборщицей. Люди нам помогали, соседи, тогда народ более отзывчивый был. Вот так: она работала, а я училась рядышком, в школе.

- А почему стали актрисой?

- Да из-за бабушки же и стала. Она говорила: "Нам с тобой не до института, иди в техникум". А я про себя подумала: "Нет, артистки хорошо зарабатывают, они богатые, пойду-ка я туда, чтобы моя бабушка не работала". И сразу поступила.

- Когда же вы поняли, что не так уж хорошо жили советские актрисы?

- Да как только стала сниматься. Сразу пошли трудности, и бабушка тоже поняла, что все не так, как я себе нафантазировала. Кстати, она, кажется, ни одной моей картины так и не видела. Я ей купила маленький телевизор, чтобы она посмотрела «Дикую собаку Динго», но по телевизору этот фильм тогда не показывали, а в кинотеатр она уже пойти не могла. И так она и не поняла, в чем именно заключается моя профессия. Ругалась: «Я же говорила, чтобы ты выбрала себе специальность, а ты куда пошла? Сегодня ты артистка, завтра - нет. И вообще это позор». Но она и времена лучшие не застала. Тогда я была студенткой, за первую картину заплатили мало. Это сейчас и возят, и кормят, а тогда… До съемочной площадки добирались своим ходом, на верхней полке, только чтобы отсняться, чтобы узнали о тебе.

- И вы никогда не сомневались в своем выборе?

- Сомневалась. Когда были простои, перестройка. А сейчас, с возрастом, пришли другие сомнения. Столько сыграно! Душа опустошается от жизни, усталости, работы. Наверное, нужно остановиться. В молодости не хватало опыта, но была уверенность в себе. А сейчас сомнения даже не в том, правильно ли нашел образ, а в том, хватит ли тебя на его создание. Как сохранить живость, чтобы не ушла? Даже опыт иногда не на руку, поскольку приводит к ремесленничеству, к штампам.

- Сейчас есть роль, которую бы вы хотели сыграть?

- В молодости ты - героиня, все, что говорится, о тебе и есть. А сейчас я кто? Соседка или бабушка, ну, мама, наконец. Да, хочется сыграть героиню. Но не пишут таких сценариев. Все либо сериалы, либо боевики, похожие один на другой, с особняками и машинами. Я говорила, что хорошо бы что-то снять про деревню, там ведь люди тоже со своими проблемами живут. Но нет, никто не хочет.

Елена КОСТИЦЫНА

www.segodnya.ua, 27.8.2007

версия для печати