Ада Роговцева: «Сцена - как глоток воздуха»

Ада Роговцева

На днях в Иркутск прилетит Ада Роговцева. Народная артистка еще СССР, известная миллионам зрителей по фильмам "Вечный зов", "Салют, Мария!", "Укрощение огня" и многим-многим другим, объездившая почти весь мир, живет на Украине, а вот в городе на Ангаре, на Байкале никогда не была.

Я увидела Аду Николаевну в Петербурге, в антрепризе "Голубки" (с ударением на втором слоге), она легко согласилась на интервью после спектакля. У нас был час до поезда "Санкт-Петербург - Киев".

Украина - Россия

- В спектакле "Голубки", поставленном московским режиссером, играют питерские актрисы. Вы же, как известно, живете в Киеве...

- Руководитель нашей антрепризы Наташа Колесник - с Украины, в течение своей молодой жизни она еще успела застать меня в зените славы (улыбается), когда я много работала в театре, и знает все мои театральные роли. И ее симпатия, привязанность ко мне сыграли роль в том, что она согласилась возить меня из Киева. На неглавную, кстати, роль, не самую большую в "Голубках". Это, конечно, всегда возня для продюсера. И я ей очень благодарна. Потому что, во-первых, уже больше двух лет я имею возможность бывать в Питере, а это для меня глоток воздуха. Во-вторых, это общение с замечательными актрисами - Зинаидой Шарко, Ниной Усатовой, Олей Антоновой, Ирой Демич, Кирой Петровой-Крейлис. (Все заняты в "Голубках"). У нас еще и Света Крючкова работала. Это так интересно!

- Я видела, как вы, встретившись, обнимались, целовались...

- Да. Мы очень любим друг друга, стали родными. Это искренне!

- Теперь - самое главное: как вы сейчас живете?

- Мне посчастливилось недавно сняться в нескольких фильмах. Может быть, какие-то из них и появятся на экранах.

Зина Шарко "сосватала" меня в комедию "Дурная привычка". Она захотела играть со мной, и мы сыграли сестер, смешных таких... Я очень благодарна ей, потому что получила большое удовольствие. Снимал картину на студии "Ленфильм" московский режиссер Андрей Малюков, играют прелестные артисты - Николай Трофимов, Владимир Татосов, Александр Лыков, Саша Захарова...

Снялась у питерского режиссера Жени Татарского в сериале "Тайны Ниро Вульфа" (его играет Донатас Банионис). В одной из новелл я сыграла вдову.

И на "Мосфильме" снялась - с Люсей Гурченко.

Так что каким-то образом я задействована, бог меня ведет. И работаю в антрепризах. Здесь, в "Голубках". У Виктюка в спектакле "Бульвар заходящего солнца". В моем возрасте грех жаловаться... Играла еще в одной антрепризе - "Кто боится Вирджинии Вулф?" Олби. Это была замечательная, большая, серьезная работа.

- Слышала, что вы одна из любимых актрис Виктюка...

- Рома для меня родной человек. Я с великой благодарностью к нему отношусь. Он продлил мою творческую жизнь, подарил мне меня. Я сыграла у него четыре главные роли. "Священные чудовища", "Уроки музыки", был еще очень красивый, эстетский спектакль "Дама без камелий". Я была тогда на последних взлетах красоты! В свое время Роман мечтал поставить "Даму с камелиями", но ему не разрешили: это, мол, мелкотемье, буржуазность... На "Даму..." ходил весь университет, целыми курсами, по многу раз, нам было это очень приятно, и одна милая девочка написала: "Священные чудовища" и "Дама без камелий" - это "Вишневый сад" нашего поколения".

Со "Священными чудовищами" мы ездили в Америку, в Израиль, объездили все, что могли. А потом стали ездить с "Бульваром...".

"Бульвар..." Виктюк делал еще на мое 60-летие, мы его уже пять лет играем. Мой партнер - Саша Ивашкевич - замечательный артист, замечательный человек, ведущий актер Таллинского русского театра. Целый год я играла с ним этот спектакль в Таллине, с таллинской труппой. Это был замечательный год в моей жизни!

Еще в "Бульваре..." занят Женя Паперный, наш, с Украины, народный артист. И моя дочка Катя Степанкова. Она живет в Москве и работает в театре Виктюка.

- А как же ваш родной театр, киевский, имени Леси Украинки?

- Я ушла из него уже, по-моему, восемь лет назад. Ушла по своей воле, но не по своей вине. Так получилось. Конечно, это грустно и горько, но господь бог наградил меня такой способностью - не умирать, когда что-то теряешь.

- Сегодня страна смотрит по ТВ многочисленные сериалы, а в кино ходит на американские боевики, эротику и комедии...

- Да, но сейчас ситуация меняется. У людей есть интерес, тяга к российскому кино. И государственная политика по отношению к кинематографу все-таки идет в сторону серьеза. Разрушили все, разорили, а теперь потихонечку государство очнулось. В России-то точно. На Украине этим, правда, пока и не пахнет. Но хотя бы есть акции протеста.

- Вы никогда не хотели уехать из Киева, перебраться в Москву?

 

- В молодости не было такого московского театра, который бы меня не позвал. И Товстоногов звал в Ленинград, был такой случай...

- Вы так привязаны к Украине?

- Во-первых, я украинка, у меня довольно крепкие корни.

- А главное - Петрович, - подсказывает подруга Даша. (Дарья Николаевна, или просто Даша, петербурженка, старинная подруга Ады Николаевны, присутствует при беседе. "Мы больше 30 лет знакомы с Дашей, уже целую вечность!").

- Да. Мой муж. Я родом из города Глухова Сумской области. У нас там русскоязычное население, и мне русский язык профессионально легче давался. А Кость Петрович (Константин Петрович Степанков, народный артист СССР, муж А. Роговцевой. - Прим. авт.) - из самой глубинки украинской, и ему было бы гораздо сложнее перестраиваться. И это тоже решило очень многое.

- Как поживает Константин Степанков? В газетах писали, что он давно не играет в театре, не снимается в кино, болеет...

- Не зря говорят, минуй нас бог жить в эпоху перемен. Женщины - более приспосабливаемые существа, мы как-то принимаем эти перемены. Мужики - они посложнее. И Кость Петровичу, человеку уникального дарования, было трудно. Он никогда в жизни не был в партии, а играл такие роли: Ковпака, комиссара в "Комиссарах", Жухрая в "Павке Корчагине". И вдруг в какой-то момент это ему поставили в вину. Мне тоже многое ставили в вину, но я как бы пропустила это мимо себя. А Кость Петрович очень болезненно это переживал, у него был период безвременья, а потом настиг возраст. Ему сейчас 74 года. Он достаточно уставший и больной человек, и немножечко деморализован этой ситуацией, развалом родной студии Довженко, где он был нужным, самым играющим, востребованным артистом.

Мы с ним недавно снимались в сериале "Завтра будет завтра". Это наш, украинский, сериал, очень симпатичный. Не для хвастовства расскажу вам... У меня была там яркая сцена. Я играю директора детского дома. Мою воспитанницу несправедливо засудили. Я добиваюсь справедливости, теряю сознание... Закончила сцену, и тут вся группа и массовка стали мне аплодировать. Как в театре! Было приятно. У Кость Петровича там тоже есть небольшая роль. Приезжаю я еще раз сниматься, мне с восторгом сообщают: "Кость Петрович подарил нам два дня большого праздника!" Вся группа с замиранием сердца смотрела, как он работает, как умеет это делать. Он замечательный мастер. И какие-то эпизодические роли, небольшие работы подтверждают то, что человек знает свое дело, что он нужен.

- А преподаванием он не пробовал заняться?

- Мы оба преподаем. Муж ведет у заочников курс дикторов и ведущих в национальном университете культуры, а я - у очников. У нас сейчас пятые курсы, занимаемся дипломами, самая трудная, завершающая работа.

Диеты

- Ада Николаевна, вы совсем не меняетесь! Время не властно над вами?

- Это свет хороший.

(Нет-нет, дело не в свете. Роговцева действительно выглядит великолепно! - Прим. авт.).

- И имидж свой не меняете?

- Ну как же! Я буду сейчас, как вы, светлой. Рыжей я должна была быть в "Дурной привычке", меня выкрасили. А потом я приехала в Киев и не успела подстричься и перекраситься, а мне надо было сняться в одной сцене в сериале, и полгода хожу теперь с этим цветом. Вот закончу сниматься и подстригусь, потому что для другой роли мне нужна легкая голова, светлая.

- Открылся занавес, и зрители ахнули: Ада Роговцева - такая же молодая и красивая, какой мы вас помним по фильмам...

(Улыбнулась).

- Говорите, говорите... Спасибо.

- Не секрет, что сегодня многие звезды и политики сидят на модных "кровавых" диетах. Представляю, как вас донимают вопросами о том, как вам удается сохранить молодость, красоту, стройность...

- Как все идеи, диеты очень вредны. Когда я много работала, всегда была в форме: плюс - минус два килограмма. Чуть поправишься, а вечером нужно надевать корсет, платье, которое для тебя сшили, и сразу убираешь лишнее, останавливаешь себя и возвращаешься в свою форму. А потом приходит старость, которая не считается ни с диетами, ни с желаниями. И если ты идешь наперекор этому разрушительному процессу природы, то он тебя уничтожает. И здесь надо быть очень осторожным. А вдруг я сяду на диету, и тогда "полетят" мои почки? Надо об этом помнить, иметь мозги. Конечно, меня очень огорчает, что я не могу уже влезть в мои любимые джинсы, и в то, и в другое... К сожалению, слабеет и воля. Мимо проходит колоссальное количество удовольствий, которые ты могла бы получать (основное удовольствие - от еды). Надо не распускаться, но в рамках возраста, в рамках разумного.

На помощь приходит Даша:

- Она очень мало ест! И очень однообразно питается. Бесконечно пьет чай! Когда Ада у меня в гостях, не знаю, чем ее кормить...

- Мне все равно, что есть. "Наша мама, - говорят мои дети, - любит питание". Я ненавижу готовить! Хотя готовлю очень вкусно.

- Спортом, наверное, не занимаетесь и в тренажерные залы не ходите?

- Спорт - это моя деревня. Кстати, замечательный спорт.

А бассейн... Когда устану, у меня есть парилочка. Мы с подружечкой фундамент своими ручками делали, заливали его сами цементиком, а потом уже строителей позвали. Банька у нас - каждый день! "Мама, спасибо тебе!" - говорит мне сын Костя, когда выходит из бани. И когда на траве лежат эти два разгоряченных голых тела - сына, огромного взрослого мужика, и маленького Лешки, внука, - это для меня такое счастье, такой сюрр! Нет слов...

Популярность

- Ада Николаевна, в родном Киеве вы, наверное, национальная героиня? Как по городу-то ходите? Не дают прохода с просьбами автографа?

- Нет, сейчас более популярны молодые актеры. В Киеве у меня теперь автограф редко просят.

- Все уже взяли! - смеется Даша. - А раньше что было! Идут Роговцева со Степанковым по Крещатику, и я с ними. Такое зрелище наблюдаю! Как по галерее идут, все расступаются, и такой "хвост" сзади тянется...

- В магазинах, на улице, в такси - всюду ко мне относятся с уважением, обращаются по имени-отчеству. Это уже не популярность, просто я уже неотъемлемая часть города.

Даша: А вспомни, что раньше было! Идем мы с ней по рынку в Киеве, она прячется за моей спиной, но со всех сторон ей суют дыни, картошку, яблоки, цветы... Ужас! А она толкает меня в бок, шипит: "Не смей брать без денег!"

- После "Вечного зова" меня все жалели, старались самое лучшее подарить, угостить. Пик нелепости: однажды мы с подружкой Ниной (киевской актрисой) собрались в деревню, и нам надо было купить веник. Нина все перебрала. Бабулька отвернулась. Я говорю: "Нина, что ты копаешься? Бери любой". - "Нет, надо получше выбрать". И тут бабка поднимает голову, смотрит на меня и восклицает:

- А, боже! Да бери же их все!

(Хохочет).

- И все-таки всучила мне два веника бесплатно! Обижусь, говорит, если не возьмешь...

Даша: А помнишь, как мы на Черное море с тобой ездили?

Как-то решили удрать в Одессу, Петрович нам номер в гостинице "сделал". Пошли в первый день в гладильню. Она гладит, я ей читаю Вересаева. И вдруг видим: собралась толпа народу в коридоре!

Пошли на пляж. Прошли десять метров. На скамейке сидят цыгане, как закричат: "Артистка, мы тебя знаем!" Через каждую минуту: "Роговцева, Роговцева! Смотри. Спорим?" Забегают вперед, рассматривают. Я уже начала огрызаться: "Дайте человеку отдохнуть..." Как с ума сошли!

Пришли на пляж. Мест нет. И вдруг на весь пляж крик ребенка: "Папа, папа, вон жена Федора. Она живая!"

Место нам, конечно, дали, расступились. Пошли мы плавать. И сразу вокруг - одни купальные шапки, невозможно!..

Едем в переполненном трамвае (машину не поймать). На меня со всех сторон ополчились (я Аду закрываю собой):

- Женщина, да отойдите же! Мы ее не видим!

Она в меня вцепилась, шепчет: "Не отходи. Пойдем лучше пешком".

Плывем на пароходе. Народу - битком! Мы спиной ко всем, лицом к морю. И вдруг: "Ада Николаевна, вас приглашает на мостик капитан. Там удобнее. И лучше видно". Узнали и здесь.

Собрались в театр. Едем в такси. Шофер не берет деньги: "Я вас знаю!" А когда в театр пришли и сели в ложу, все бинокли, все глаза - на Роговцеву. На следующий день знакомая говорит мне: "Слушай, в театре была Роговцева! С какой-то женщиной".

- Я тогда была очень популярна, играла в спектакле "Варшавская мелодия". Мы с ним много ездили, 670 раз сыграли!

Белка в колесе

- Угощайтесь яблочками и помидорками из моего сада!

- У вас сад?

- И сад, и огород. У нас 25 соток.

- И что вы выращиваете, интересно?

- Все! Картошку, морковку, помидоры, огурцы, свеклу, пастернак, петрушку, сельдерей... Если я свободна, то для меня нет ничего более лучшего, важного и замечательного, чем моя деревня. Я там даже стихи пишу. И все делаю. Люблю обрабатывать землю и следить за садом и огородом. Я там совершенно другой человек. Если же я занята, как сейчас, туда едут мои подружки, такие же ненормальные, как я, и помогают мне. Если же и они заняты, то помогают соседи по даче, которые меня обожают и уважают за мою любовь к земле и к ним, а не за то, что я артистка. И картошка таким образом вовремя окучена, и сорняки убраны. В общем, там никогда нет беспорядка.

- И цветочки растут?

- А как же!

- Значит, вы на даче не отдыхаете, а работаете?

- Просто отдыхать я не умею, не люблю и не хочу. Я устаю от себя ничегонеделающей. Отдых для меня - это другое. В основном, я читаю. Или общаюсь с близким человеком, который мне дорог, интересен. С Дашей, например.

Мне всегда надо быть чем-то занятой. Я так жить привыкла. Во-первых, у меня были маленькие дети. Во-вторых, парализованная мама. В-третьих, безногий папа. В-четвертых, оба брата больны. И у меня всегда есть колоссальный круг обязанностей, который исключает праздное времяпрепровождение. Я как-то приучила себя к этому. Однажды мы с маленькой Катюшкой (дочкой) сели в поезд. Она посмотрела на меня внимательно и спросила: "Мама, ты будешь только ехать?" (Рассмеялась).

У меня все время есть какая-то работа. Студенты. Дома, если приходят гости, я что-то готовлю или мою посуду. А если я снимаюсь и вдруг мне говорят: "У вас два дня выходных", что делать? Я в гостинице. Не надо стирать, мыть, убирать. Нет огорода. Слава богу, есть книжка и канал "Культура". А если и этого нет, я выхожу из гостиницы и иду покупать книгу.

- Вы все по дому делаете сами?

- Сама, а как же! Мне все помогают, правда. У меня до сих пор нет стиральной машинки. То руки не доходят купить. То денег нет. Одному надо ботинки, пальто, другому - коляску, в школу заплатить... Это уже стыдно, конечно!

Дела семейные

- Ада Николаевна, вы же понимаете, как интересна читателям, зрителям информация о вашей семье, о детях, внуках... Расскажем?

- С Кость Петровичем мы расписались в 1959 году, а вместе - с 1958. Доживем до 2008 - будет золотая свадьба. Дожить бы... Будем стараться.

- Вас все время окружают поклонники, а это - поводы для ревности...

- У нас этого вообще никогда не было! Кость Петрович - человек очень скрытный, все в себе таит, не показывает чувства. И я никогда не страдала от ревности мужа.

- Он сам очень красивый! - говорит Даша.

- Да. А меня господь бог наградил тем, что я не понимаю, что это такое - ревность. Пару раз только рассердилась, возмутилась, но это не было ревностью. Однажды это была какая-то кубинка, и еще был случай в жизни, который мне не понравился. Я быстренько все пресекла...

- Теперь о детях и внуках...

- Алешка (сын дочери Кати) живет со мной, ходит в шестой класс. Неизвестно, как сложится Катина жизнь в Москве, мы решили его пока не срывать с места.

А у Кости, сына, есть дочка Дашка, ей два с половиной годика. Они живут в Киеве, но отдельно от нас.

Отношения и с сыном, и с дочкой у нас очень нежные. Мы тысячу раз в день говорим друг другу, как любим друг друга.

- Сына Костей назвали в честь мужа?

- Да, я очень любила мужа и когда-то написала стихи: "Я сына Костей назову, чтоб как отец он был..." К великому сожалению, он таким и стал. Шучу.

- Но артистом-то не стал?

- Да. Дочка стала. Она очень глубокий, цельный, образованный человек. Могла быть хорошим театроведом, журналистом. (Даша не даст соврать). У нее хороший вкус, я ей очень доверяю. Катя помогает мне в работе со студентами, когда я уезжаю.

Я перед своими детьми очень виновата, считаю. Все время таскала их за собой и, конечно, не помогла получить то, что они могли бы получить, если бы их вела мама. У меня в Америке есть подруга Анечка, которая исключила себя из жизни на 20 лет и сделала из своего сына человека (ее Вовка в детстве был вундеркиндом). Это большое мужество. Я перед ней преклоняюсь. Мы же занимаемся прокормкой, собой...

Расскажу вам симпатичную историю. Последние два года я много езжу: Сахалин, Америка, Германия, Израиль. Плюс еще съемки. Без конца в дороге... Внуку дали задание рассказать на классном часе о своей бабушке. Алешка ко мне пристает: "Ада, что рассказать?" - "Алеша, отвяжись от меня". - "Давай расскажу о твоей работе". - "Ну что ты, разве интересна ребятам какая-то артистка?" - "О твоих ролях?" - "Тем более, они это не видели, не знают". - "Давай расскажу, в каких странах, городах ты была". Я ему перечислила, он все это старательно записал, получился внушительный список. Взял еще стишок Юнны Мориц "Летающая старушка"... И когда он прочитал его и этот список, в классе повисла пауза. Алешка говорит: "Ребята, это же бабушка! Представляете, не мама и не папа, а ба-буш-ка?!" Учительница сказала: "Класс встать!" (Хохочет). Замечательная учительница, с юмором. А Алешка мне потом сказал: "Адуся, в твою честь встал класс!"

Посмотрите, какого замечательного медвежонка он мне подарил! (Нажимает на игрушку и раздается песенка). "Адуся, это чтобы тебе весело было. Как станет грустно в гостинице, возьми его в руки, слушай песенку". Езжу с ним теперь везде...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 1.02.2003

версия для печати