Зинаида Шарко: «Плохие режиссеры меня никогда не приглашали»

Зинаида Шарко

Народную артистку России Зинаиду Шарко страна хорошо знает по кино- и телефильмам ("Долгие проводы", "Собака на сене", "Фантазии Фарятьева", "Бандитский Петербург" и многим-многим другим), а петербуржцы - еще и по театральным работам: 46 лет Зинаида Максимовна играет в знаменитом БДТ.

- Обожаю ездить на гастроли! Не важно даже, поездом или автобусом добираюсь. Я долго не могу сидеть на одном месте, дома, мне уже через три дня это надоедает и кажется, что жизнь проходит мимо меня...

Когда я готовилась к беседе с актрисой, мне повезло. Сначала по ТВ в который уже раз показали фильм "Луной был полон сад...", где великолепно играют Зинаида Шарко, Николай Волков и Лев Дуров. Потом я попала на антрепризу "Голубки". И посмотрела спектакль-бенефис Зинаиды Шарко "Она бросает вызов" по пьесе Д. Марелла "Смех лангусты" в питерском театре "Приют комедианта". А потом мы встретились.

Награды

- Игорь Борисович Дмитриев (знаменитый актер, народный артист России, живет в Петербурге.- Прим. авт.) показал мне на днях красивый орден "Созидателю Петербурга" и сказал, что вместе с вами едет вручать его Путину. Вручили?

- Хотели вручить. Ему не до нас было. (Рассмеялась).

- Зря, выходит, съездили?

- Не-ет, не зря! Вручили орден дирижеру Колобову. Был концерт в "Новой опере" (это красивый, грандиозный театр в саду "Эрмитаж", я там впервые была), он назывался "Гимн великому городу". Много народу пришло. Встреча была замечательная! Эдуард Хиль пел песни о Ленинграде. Громадный симфонический оркестр, хор, Эдита Пьеха, Маша Пахоменко. Я читала стихи Берггольц. Так все было трогательно, торжественно, красиво. Нам навручали много подарков, книг замечательных... Мы имели громадный успех. Ленинград прозвучал!

Да разве Владимиру Владимировичу сейчас до нас? Такое творится в стране... Орден ему передали, конечно.

- Зинаида Максимовна, вижу по телевизору, узнаю из газет, как вас в последнее время все награждают и награждают - "за выдающийся вклад, творческое долголетие..."

- Да-а!

- В связи с чем? У вас какой-то юбилей?

- И 70 лет мне давно было. И 45 лет в БДТ, говорят, не дата, а дата - это 50 и 75... На меня что-то мода сейчас пошла. Дают то, чего недодали, по-моему, в свое время. (Смеется). Хотя и в свое время я не была обижена.

- У вас столько премий - "Киношок", "Кинотавр", "Созвездие", "Ника", "Лики любви", "Петрополь"!

- Очень красиво сформулирована награда "Петрополь": "За поэтический рисунок театральных и киноролей". Есть еще призы Московского международного кинофестиваля и Монте-Карло. И какая-то французская башенка стоит в моем доме. У меня однокомнатная квартира, под все эти фигуры надо вторую комнату заводить, не вмещаются уже.

"Жизнь прожила не зря"

- Вы живете одна?

- Одна. У меня сын, двое внуков, правнук, но они живут не со мной. На этом строятся наша любовь, дружба. Считаю, что все должны жить отдельно. Особенно с детьми, невестками. Я замечательная свекровь, по-моему, но это до тех пор, пока мы живем врозь.

Иди сюда, солнышко мое! Вот это моя внученька Маша. Она у нас в коллективе мастер по свету. Между прочим, кормящая мама.

(В гримерку, где мы разговариваем, входит совсем юная с виду девушка, но ей, оказывается, 24).

Правнуку Ваньке семь месяцев.

- У вас же сын Иван. В его честь назвали?

- И в честь отца. И это был день Иоанна Крестителя. Мы люди верующие.

- А сын ваш чем занимается?

- Он приезжал ко мне в выходные. Дал свою визитную карточку: заместитель директора Московского художественного академического театра. Олег Павлович Табаков недавно сказал ему: "Ваня, я же тебя маленького на руках нянчил!". Я говорю: "Ваня, этого не было. Олег Павлович никогда не был у нас в гостях. Но это лестно, что теперь все больше знаменитых людей, которые носили тебя на руках!" (Хохочет).

- Значит, Иван Шарко живет теперь в Москве?

- Он человек самостоятельный, решил попробовать. Москва - город сложный. Я бы никогда не смогла в ней жить. Только работать там могу. Как-то полгода репетировала в Доме актера, так меня спасало только то, что я с утра до ночи работала. У меня аллергия на Москву. Поэтому я сказала Ваньке: "Понравится, приживешься - переезжай, а нет - возвращайся обратно". Тут у него хорошее дело, театральные мастерские. Живя в Ленинграде, он оформлял спектакли москвичей - и у Кости Райкина в "Сатириконе", и у вахтанговцев. Нарасхват был! Я недавно была у Райкина на спектакле "Шантеклер". Там просто фантастические декорации. Впечатление грандиозное. Я спросила у сына: "Как это ты?" - "Мне, - говорит, - дали американский клип, я раз десять посмотрел и придумал, что надо сделать".

В общем, очень интересная работа. И главное - ощутимая. Он оформлял спектакли и в Ленинграде, в Мариинском театре. А спектакль "Комиссаржевки" "Самоубийство влюбленных..."! Я видела, как он делал к нему чертежи. Там актеры летают по зрительному залу.

Вот такой у меня сын. Я считаю, что не зря прожила свою жизнь, потому что ни сына, ни внука, ни внучку не пустила в артисты.

Унизительная профессия

- Ну и ну! Почему-то многие артисты, знаменитые, кстати, не хотят, чтобы дети повторили их судьбу...

- Потому что никто, кроме нас, не знает, какая это профессия! Унизительная, зависимая и нищая. Ведь я даже стесняюсь сказать, сколько получаю в Большом драматическом академическом театре имени Товстоногова. Тысячу триста рублей. Это во-первых. А, во-вторых, за 14 лет без Георгия Александровича я сыграла одну маленькую роль! И все. Кормилицу в "Антигоне", где у меня одна сцена в начале первого акта...

- А при Товстоногове вы играли много: "Божественная комедия", "Пять вечеров", "Три сестры", "Дядя Ваня", да что там, были одной из самых любимых его актрис...

- Там было все, что и говорить!.. Причем, вы видите, сейчас я нарасхват. В театре "Приют комедианта" играю "Она бросает вызов" (кстати, легенду театра играет - Сару Бернар. - Прим. авт.). В "Голубках". В "Старой деве". В Москве Маргарита Александровна Эскина открывала камерную сцену в Центральном Доме актера, меня пригласила, я там сделала спектакль "Три высокие женщины" Олби... У меня нет ощущения ненужности, невостребованности. Только в своем театре режиссеры меня не видят.

Есть еще программа "О, вы, которые любили..." Мы, пять актрис (Ольга Антонова, Кира Петрова, Татьяна Тарасова, Нина Ольхина, я), играем спектакль у Рецептера, в Пушкинском театральном центре. "Золотой Софит" за него получили. Так что, видите, я много работаю.

- И кинорежиссеры вас не забывают...

- Да. Снимаюсь. И еще масса предложений. А если бы не было этого? Что бы я делала тогда? А сколько у меня подруг, которые сидят дома без работы?! Нина Ольхина семь лет на сцену не выходит, а была легендой театрального Ленинграда. Да много кто...

- Еще один грустный пример - Ада Роговцева, играющая с вами в одной антрепризе. (А. Роговцева, народная артистка СССР, живет в Киеве; занята в спектакле "Голубки" вместе с петербургскими актрисами. - Прим. авт.).

- Потрясающая актриса и человек замечательный! Она с наслаждением приезжает сюда, для нее это спасение, единственная работа, единственный способ заработать деньги. Наш продюсер Наташа Колесник, давняя поклонница Роговцевой, замечательно придумала пригласить ее. Сейчас мы затеваем новый спектакль - "Квартет": Ада Роговцева, я, Игорь Дмитриев, четвертого еще ищем.

- Знаю, что недавно вы снялись в кино вместе с Роговцевой...

- Да, в фильме "Дурная привычка" у московского режиссера Малюкова. Я сразу же сказала: "Ни за что не буду сниматься без Ады Роговцевой". Мы там сестричек сыграли. Потом режиссер мне говорил: "Большое спасибо вам, низкий поклон за Аду Николаевну".

Самоедка

- Зинаида Максимовна, это правда, что вы не любите актрису Шарко?

- Оч-чень!

- И что вы самоедка?

- Даже не то слово. Я страдаю от этой артистки.

Ада видела в Москве мой спектакль по Олби. Она в диком восторге! Игорь Дмитриев посмотрел кассету, и когда нам вручали ордена, он 15 минут говорил со сцены о том, как грандиозно все, что я делаю... Режиссер прислал мне кассету, я посмотрела и была три дня в трансе. На эти дни как раз пришелся спектакль "Старая дева", который я очень люблю. Я не могла его играть! Потому что передо мной все время стояло это лицо (артистки Шарко).

- Вам правда так не понравилось?

- Чудовищно! И то, как я играю. И вообще. Лицо - никуда от него не денешься. Я же говорю в спектакле о Саре Бернар: "Это лицо еще хочет играть!" Лицо в прошедшем времени. Я просто расстроилась. Но меня не столько возраст пугает... Замечательно сказал про меня режиссер Мельников Виталий Вячеславович, когда сняли фильм, за который я все призы-то получила, и "Нику" в том числе, - "Луной был полон сад...". Я пришла на озвучивание. Обычно артисты, когда снимаются в кино, смотрят материал. Я же никогда не смотрю, потому что знаю точно: если себя увижу, дальше сниматься не смогу. И вот на озвучке, там кусочками пускают, я стою, увидела себя и молчу. В кабинке за стеклом сидит звукорежиссер Ася: "Зинаида Максимовна, почему вы молчите?" Я молчу. Мельников говорит: "Асенька, не волнуйтесь. У нее сейчас этот шок пройдет. Она не любит артистку Шарко". И это правда. Я долго к себе привыкала. Но куда денешься? Стала озвучивать...

И еще замечательная история была. Я снялась в фильме "Арифметика убийства" у режиссера Светозарова. Одну из ролей там играл Лева Борисов, знаете его?

- Да.

- И вот опять озвучивание. Я молчу. Приходит режиссер: "Почему вы молчите?" - "Да меня же нет еще!" - "Как нет? Вот же вы!" - "Это я?! А я думала, это Лева". (Хохочет). Себя перепутала с Борисовым!

- При такой самооценке вы, конечно, не любите смотреть видеокассеты со своими ролями?

- Кассеты я дарю. Только "Три высокие женщины" из моих рук никто никогда не получит!

Я даже спрашивала режиссера Мельникова: "А вы сталкивались с артистами, которые нравятся себе?" Он долго смеялся: "Обычно артисты себе нравятся!"

Мне тяжело с этим жить. Я все время недовольна, все время что-то меняю. Громким словом говоря - совершенствуюсь, что ли. Наверное, это хорошее качество, но уж очень мучительное...

"Маманя"

- Недавно посмотрела два фильма с вашим участием: "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" Бортко и "Механическую сюиту" Месхиева. В одном вы сыграли маму кинорежиссера (Караченцова), в другом - маму следователя (Маковецкого). С кем было легко и интересно, чьих мам вам еще довелось играть?

- Да многих!.. Про "Механическую сюиту" даже говорить смешно. Всего два съемочных дня было. Приехали, отснялись и разъехались. Правда, я с удовольствием съездила в Великие Луки, замечательный город, мы там снимали на берегу реки. И группа была по-человечески хорошей. И Сережа Маковецкий - замечательный парень.

А с Колей в "Цирке..." мы довольно долго снимались и просто породнились, подружились. Он мне и как сынок, и как братик. Самые лучшие, самые светлые воспоминания. Давно съемки отошли в прошлое, однажды мы играли "Старую деву" в Москве. После спектакля - аплодисменты, и вдруг откуда-то из глубины зала бежит Колька с букетом белых роз и кричит: "Маманя, я тобой горжусь!" (Рассмеялась).

Когда я спросила режиссера Бортко, кто будет играть моего сына, и узнала, что Коля Караченцов, то сказала: "Прекрасно. Нам не надо будет сочинять биографию. Она у нас уже существует".

Вообще, надо сказать, меня плохие режиссеры никогда не приглашали сниматься, и мне везло, я с хорошими людьми снималась.

Что было, что будет...

- Вы начинали в кино с фильмов "Мы с вами где-то встречались...", "Рядом с нами"...

- Боже мой! Света, вы это когда-нибудь видели?! Я даже не знаю, что это такое. Там я говорю всего одну фразу. Фильм о Райкине снимал мой однокурсник Нолик Берман, он просто позвал меня, чтобы я какую-то копейку заработала. Или "Старик Хоттабыч", где я вообще ни слова не говорила, мороженое продавала в цирке... Это все несерьезно. Я начала с "Долгих проводов".

- Сегодня у вас есть работа в кино?

- Есть. Снимаюсь у Димы Месхиева в фильме "Линия судьбы", там у меня небольшая роль, правда. А о том, что предложено еще, заранее говорить не буду. Съемки пока не начались, поэтому молчу, иначе - плохая примета...

- Книгу не пишете?

- Пишу. Заканчиваю. Шесть глав уже было опубликовано в "Экране и сцене".

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 25.01.2003

версия для печати