Борис Щербаков: "Популярность - это дым"

Борис Щербаков

Удивительно (для меня, во всяком случае): когда я говорила кому-нибудь о приезде в Иркутск Бориса Щербакова, популярного киноартиста, актера МХАТа имени Чехова, народного артиста России, не раз сталкивалась с тем, что его путают с другим, не менее популярным артистом Александром Михайловым. Да, оба - высокие, худощавые, симпатичные, любимцы женщин. Но все же!..

Интересно, а знает ли Борис Щербаков, что его путают с Михайловым?

- Знаю. Всегда!

- И вас не обижает это?

- Нет. Глупо обижаться. Я не тщеславен.

О жизни

- Саша - мой товарищ. Мы дружим семьями. Жена моя дружит с Верой, Сашиной женой. У них сын Костя, у нас тоже один сын.

Мы познакомились с Михайловым на съемках фильма "Лиловый шар", это было очень давно. Первая моя отдельная квартира (она появилась в 1980 году) была в одном подъезде с Сашей. Он тогда только приехал из Саратова и начал работать в театре имени Ермоловой. Моссовет распределил несколько квартир - целый подъезд - в новом доме в Марьиной роще театрам: ермоловскому, МХАТу, "Современнику", вахтанговскому, "Ромэн"... У нас с Сашей были одинаковые двухкомнатные квартиры, у меня - на шестом этаже, у него - на двенадцатом.

- Теперь у вас обоих и бороды появились (Михайлов недавно был в Иркутске на фестивале "Сияние России").

- Да.

- И еще одно: юбилеи. Михайлову два месяца назад исполнилось 55 лет, у вас на днях грядет 50-летие. Как вам, кстати, это событие?

- В 50 я себя чувствую на шестнадцать. Вы мне напомнили одну историю. Как-то по телевизору показывали юбилей старейшей жительницы Нью-Йорка. Ей исполнилось 100 лет, она всю жизнь проживала в городе, не в самом благополучном, с точки зрения экологии, в загазованном районе, никуда не выезжая. И ее спрашивают: "Как вам удалось дожить до такого возраста?" Она, такая веселая старуха, заводная, отвечает: "Я всю жизнь чувствовала себя на 16, а сейчас - вообще на 15 лет!" (Рассказывая это, Борис Щербаков смеется).

- Как вы отметите юбилей?

- Я состою членом международного "Детектив-клуба". Там замечательный президент - Боря Кошелев, мой хороший друг. В клубе много актеров, старейшин: Лидия Николаевна Смирнова, Клара Ивановна Лучко, Тамара Семина, Михаил Глузский... Мы проводим специальные заседания. Сегодня (дело было 30 ноября. - Авт.), кстати, без меня празднуют дни рождения ноябрьских именинников - Гали Польских, Аллы Суриковой. Правда, у них не такие круглые даты, как у меня. А мое 50-летие решили отметить (за что я им всем очень благодарен) день в день 11 декабря в ресторане гостиницы "Интурист".

- Борис Васильевич...

(- Можете называть меня просто Борисом, - предложил артист, кстати)

... вы, наверное, догадались, о чем хочется говорить с вами...

- О чем? - непонимающе.

- Ну, конечно, о женщинах, о любви!

- Да?

- Ну, хорошо. Олег Табаков как-то сказал о себе: "Я вообще человек благополучный. Без изъянов. Не пьющий. Не болезненный". Вы о себе могли бы так сказать?

Рассмеялся.

- Я сейчас вспомнил один случай. Однажды в фойе театра сидели старики, и Яншин разоткровенничался: "У меня все есть: жена, квартира, машина, дача". На что Ливанов отреагировал: "Совести у тебя нет, Миша". Понимаете? Так и здесь. Я не сказал бы о себе, что благополучный человек. Считаю, что мне просто повезло с той женщиной, с которой я живу.

- Правда, что у вас с будущей женой была какая-то романтическая история знакомства?

- 31 августа 1968 года я приехал из Ленинграда в Москву - учиться в школе-студии МХАТ. И в общежитии всех ленинградцев (нас было трое) поселили в одну комнату. Татьяна - тоже ленинградка, и ее тоже отправили в эту комнату. По ошибке, конечно. Сидим мы, три парня, знакомимся, разговариваем, вдруг - стук в дверь. Входит очаровательная девушка: "Ой! А я должна здесь жить". На что я сказал: "Давайте будем жить вместе!" И вот эти слова (рассмеялся) оказались пророческими.

(Поженились Татьяна и Борис, правда, только в 1972 году, уже работая во МХАТе. Татьяна Бронзова сейчас завтруппой Художественного театра. Сыну Василию 22 года, он учится на юридическом факультете МГУ).

- Действительно, вашей жене угрожали ваши поклонницы?

- Было. Приходили нехорошие письма.

- А сейчас как?

- А сейчас у меня есть замечательная поклонница, и о ней я хочу рассказать, потому что она мне дорога и уже "служит" маленьким талисманчиком. Почему я сказал "маленьким" - она небольшого роста. Эта девушка приходит на каждый спектакль "Дорогие мои, хорошие". Представляете, на каждый! И сидит на одном и том же месте. Сначала я не обращал на это внимание, а потом обратил (так как спектакль идет на малой сцене, и я общаюсь с залом). Где-то через пять спектаклей она преподнесла мне цветы, на следующий - красивый рулончик с красным бантиком (там были стихи о любви). На следующий - опять рулончик. И тогда я пригласил ее за кулисы.

Мы пришли к гримуборную, познакомились. Она, правда, не хотела идти, упиралась: "Нет, ну что вы?!" Но я все-таки настоял. Узнал, что зовут ее Оксана, живет в Воскресенске, под Москвой, работает медсестрой в городской больнице. Я удивился:

- Как же вы так - на электричке, на каждый спектакль?! А если у вас дежурство?

- Я подменяюсь.

- Неужели вам так нравится спектакль?

- Очень. И вдруг она не приходит на спектакль. Я играю, читаю стихи, а у меня в голове, помимо моей воли: "Где? Уж не случилось ли что? Не заболела ли?" Телефон я у нее не взял... Потом - на следующем спектакле - смотрю: сидит. Ага, ну, значит, все в порядке. Пригласил после спектакля в гримуборную. Оказалось, она и вправду болела... Очень приятно, что у меня есть такой верный друг.

- Вы пишите стихи?

- Нет. Однажды разыграл Татьяну, она до сих пор это помнит! (Рассмеялся). Я долго-долго собирался (делал вид, что волнуюсь - играл, в общем): "Танюша, дорогая моя, любимая, жена моя, подарившая мне сына! Я посвятил тебе стихи, они - о тебе". Томил ее целый день. А на следующее утро она не вытерпела: "Ну, читай же, наконец!" То есть, "разогрел" ее настолько!.. И я стал читать: "Бу-бу-бу, бу-бу-бу..." Помните, в мультфильме влюбленный крокодил читает корове стихи? Как Татьяна смеялась, если бы вы знали! Вот ради этого я и мурыжил ее целые сутки.

Вот и все мои стихи.

- Что вы цените в женщине?

- Больше всего - доброту. И умение прощать. Помимо, конечно, очарования. Есть очень красивые женщины, но... рыбы. Нет в них черты, которую называю манкость. Изюминки, что притягивает.

- Вам легко с женщинами?

- Смотря какая женщина. С кем-то легко, с кем-то - нет. Что называется, как карты лягут, как звезды расположатся.

- На экране вы балагур, душа компании, любимец женщин. А в жизни - другой?

- А где на экране я балагур?

- Ну хотя бы в фильмах Эйрамджана. "Жених из Майами" и "Примадонна Мэри".

- А, да. Ну, это - по настроению: когда как. Если хорошее настроение, то весельчак, балагур.

Ко мне приклеили ярлык героя-любовника. Пусть считают, что это так. Но я не отношу себя к этому типажу. Судить - дело не артистов, а критиков, по-моему. Вот Олег Стриженов, которому недавно исполнилось 70 лет, был настоящим героем-любовником! Я не знаю, не вижу замены ему.

- Многие женщины, наверное, удивятся: Борису Щербакову присуще постоянство. 27 лет, после окончания Школы-студии МХАТ, работаете в одном театре - МХАТе. Женились на своей однокурснице и живете всю жизнь с ней, несмотря на множество поклонниц, соблазнов... Итак, вы постоянны?

- Наверное, да, - ответил актер с удивлением и с какой-то растерянностью.

- А, казалось бы, такой сердцеед!

- Да ну, какой сердцеед...

- А дома вы какой? Строгий, например, отец?

- Нет, что вы.

- В быту привередливы?

- Нет. Абсолютно. Что есть, то и есть - мне все равно. Я покладист.

- А муж какой?

- Да такой же, как все.

- И все же? Конкретно...

- Я все бразды правления отдал Татьяне. Абсолютно ничем не занимаюсь дома, только своими делами. Руководит - она. Деньги - у нее. Я живу в коммунизме: денег у меня нет (чтобы не забивать себе голову). Если они мне нужны, я говорю - и мне дают. Так легче мне. А ей приятно ощущать себя хозяйкой. Я это чувствую и понимаю прекрасно. Мы всегда находим общий язык. Никаких споров. Не спорили и по поводу поступления сына в институт. "Куда хочешь, Вася? На юридический?" Только чтобы не артистом! Да он и не хотел, собственно. Он вырос в театре. Еще маленьким ребенком, грудным, Татьяна таскала его туда, потому что у нас не было ни бабушек, ни дедушек. Жили мы тогда в коммунальной квартире на улице Чехова (на этой улице, кстати, сейчас Саша Михайлов живет).

В 5 лет Вася сыграл в "Живом трупе". И в программке, что очень ему льстило, его имя стояло вторым. Федор Протасов - народный артист Советского Союза А. Калягин, его сын - В. Щербаков. Постановка Эфроса. До сих пор храним ту программку. Потом у нас на малой сцене был спектакль "Путч" про Ленина. Вася сыграл Дмитрия Ульянова. В спектакле "Дорогие мои, хорошие" выходил... Очевидно, он увидел всю нашу "кухню", сообразил, что не так сладок этот хлеб, как кажется на первый взгляд, и поэтому решил пойти в юристы. И я очень рад за него.

- А почему вам так не хотелось, чтобы сын стал артистом?

- Потому что слишком большие сложности возникают, когда дети идут по стопам родителей - особенно в нашей профессии. Природа чаще всего отдыхает на детях хороших артистов. Жаль, конечно, но тем не менее это так.

- Когда вы появились на телеэкранах в клипе Любы Успенской, число ваших поклонниц резко возросло. Но и разговоры, слухи поползли. А потом второй клип с ней же...

- Когда первый клип "Карусель" стали крутить по телевизору, помню: иду как-то по улице, и вдруг слышу шепот за спиной: "Это артист. Как его фамилия?" - "Не знаю. Он в клипе у Успенской снимался". Стоило, думаю, 27 лет играть в театре, сняться в более чем 70 картинах?! А здесь- три минуты на экране и... То есть, что такое популярность? Дым! Люба Успенская и клипы - это Господин Случай.

У режиссера Долгачева, с которым я работал, в театре была знакомая, она работала в коллективе Успенской. С Любой мы не были знакомы. Я слышал ее кассеты, мне нравился ее голос. Она искала мужчину для съемок. Вячеслав Васильевич сразу назвал мою фамилию. Мне позвонили, назначили смотрины. Причем клип должны были снимать ночью. Меня приглашали к 11 часам вечера. Дома у меня в это время ужинал Олег Николаевич Ефремов. Он удивился:

- Куда это ты, на ночь глядя?

- Иду сниматься в клипе.

- Докатился. Не стыдно? Артист Художественного театра - и сниматься в клипе! А что за клип?

Ефремов Успенскую не знал. Я поставил ему кассету с песней "Карусель". И он, послушав о поезде, вагоне, удивленно спросил:

- Проводника что ли будешь играть?

С Любой мы познакомились в гримерке. Прямо перед выходом на съемочную площадку. А потом она пригласила меня и на второй клип - "Пропадаю я". Видимо, приглянулся. Что я скажу? Люба с хорошим чувством юмора. Ей присуща самоирония, и от нее исходит удивительная женственность, доброта.

О театре

- В прошлом году вы вместе с Валентиной Талызиной были у нас на гастролях со спектаклем-антрепризой "Двое с большой дороги" Виктора Мережко. Вы и сейчас его играете?

- Играем. Были с ним в Америке, в Австралии, в Новой Зеландии. Несколько дней назад сыграли 98-й спектакль в городе Жуковске под Москвой. На днях вылетаем в Петропавловск и там сыграем 100-й.

- Талызина сказала о вас: "Он очень приятный партнер. Не знаю, как ему со мной. Я понимаю, что он такого обаяния, что его зрительницы, конечно, любят. Но он и очень профессиональный партнер".

- Про Валентину Талызину я повторил бы те же самые слова.

- А с кем еще вам хорошо работалось?

- С Леной Прокловой. 12 лет мы играли с ней в спектакле "Валентин и Валентина". С Евгением Александровичем Евстигнеевым, царство ему небесное. С Петром Ивановичем Щербаковым - сразу скажу: он мой однофамилец, не родственник. Меня постоянно спрашивают об этом. Еще с первого курса в Школе-студии МХАТа (а я поступал, что называется, вне конкурса, не в общем потоке, и меня никто из первокурсников не знал, когда я приехал из Ленинграда учиться. Поэтому все долго "держали" меня за блатного: Щербаков - значит, сын Петра Ивановича Щербакова. Студенты ведь не заглядывают в досье, не знают отчеств...

Никогда не забуду съемки фильма "Берег" с Арменом Борисовичем Джигарханяном. Потрясающий артист, удивительный человек! У него такое положительное биополе! От него здорово заряжаешься.

Да многих артистов еще можно вспомнить. Боюсь кого-то не назвать, забыть, обидеть. Оля Барнет. Олег Павлович Табаков. И, конечно, Олег Николаевич Ефремов. С Леной Майоровой, царство ей небесное, мы играли несколько спектаклей. Сейчас играем с Наташей Егоровой в спектакле "Свет во тьме светит".

О кино

- У вас на счету свыше 70 ролей в кино. А у кого хотелось бы сняться?

- Еще раз с удовольствием бы снялся у Рязанова! У Никиты Михалкова - интересно поработать с ним. У Балабанова (с "Ленфильма") - мне нравятся его картины. Вот, пожалуй, и все.

- Какую роль вы не смогли бы сыграть?

- Не смог бы? Никогда не задумывался об этом. Ну... Уже я не смог бы, наверное, сыграть Гамлета, потому что старый. Еще не могу играть Лира, потому что молодой. Но уже могу играть Ричарда или Генриха. Это если говорить о шекспировском репертуаре, о классике. А так, вообще, все могу играть (хитро улыбаясь). Мне так кажется. Другое дело не дают играть то, что хочешь.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 17.12.1999

версия для печати