Михаил Светин: «Ничего не люблю, кроме театра и женщин»

Михаил Светин

Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова отмечает 75-летие. А за неделю до юбилея одна из самых ярких звезд этого театра народный артист России Михаил Светин, сам справивший не так давно 45-летие творческой жизни, был удостоен "Золотого софита". Высшую театральную премию Санкт-Петербурга ему вручили "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга".

 

- Серьезная награда, почетная. Я не избалован премиями, - признался Михаил Семенович Светин. - Так растерялся, когда весь зал встал! Мне, несерьезному артисту, стоя хлопали. Это, я вам скажу, было так трогательно! Приятно, что обо мне вспомнили, меня оценили и отметили не только зрители. "Золотой софит" излучает тепло, свет. Кто как не Светин должен получить его?! Это моя премия. (Смеется.)

Правда, я не совсем согласен с формулировкой. "За уникальный вклад" - да, согласен. А вот "за долголетие"... Какое "долголетие"? Рано! У меня еще среднелетие, а за долголетие пусть лет через 20-25 мне присудят изумрудный или платиновый "софит". Продержимся! Я не чувствую возраста. Вы видели "Свадьбу Кречинского", "Тень"? Я пляшу, бегаю, падаю, меня бросают на пол...

Михаил Светин с детства говорил, что хочет стать Чарли Чаплиным. Обожал кино. Особенно любил комиков. Видимо, чувствовал в них родственную душу. В школе был главным комиком: на радость одноклассникам и на горе учителям. А еще Михаил Светин обожал музыку. В Киеве, где родился и прожил 25 лет, окончил музыкальное училище.

В кино Светин впервые снялся в возрасте 44 лет. И меньше чем за 10 лет сыграл более чем в 20 картинах. (Всего же у него в кино было больше ста ролей!).

Театры Михаила Светина

Театров он сменил немало. Начинал профессиональную карьеру в драмтеатре города Камышина. Потом были Кемерово, Петропавловск, Иркутск, Пенза, Петрозаводск. 12 лет в провинции. И наконец Питер, Малый драматический театр (ныне Театр Европы, или театр Додина), где Михаил Светин задержался на десять лет.

- Михаил Семенович, вы сами ушли от Додина?

- Конечно. Меня никто из хороших режиссеров никогда не выгонял. Тогда меня позвал к себе Петр Григорьевич Фоменко (теперь он в Москве)... И Марк Захаров звал в "Ленком". И Андрей Гончаров предлагал сыграть в "Закате" Бабеля. В Москву звали, уговаривали долго, много. А мне лень было переезжать. Перешел через дорогу - в другой театр (из Малого драматического в "Комедию") - другое дело.

Фоменко пригласил меня, а сам через год в Москву уехал. Я же "застрял" в Театре комедии. У Льва Додина я репетировал абрамовский "Дом", он очень жалел, что я ушел. Но тут - Театр комедии. Все-таки я актер комедийного направления. И Фоменко - такой режиссер, с которым стоило поработать. Тем более никуда ехать не надо было.

И вот уже более 20 лет Михаил Светин пешком (живет он недалеко, на Фонтанке) ходит в свой родной театр.

- Цитата из Михаила Светина: "Я ничего не люблю, кроме театра и женщин". Верно?

- Да! Я люблю себя в театре. Не по Станиславскому, который говорил, что надо любить "театр в себе". Я же люблю себя, когда играю. (С серьезным видом.) Получаю кайф больше, чем зрители. Они смеются, и мне большое удовольствие. А женщины! Всю жизнь обожаю их, с детского сада.

- Рассказывают, что когда-то вы очень понравились Товстоногову…

- Было дело. Но я не захотел переходить в БДТ, потому что там уже работал (и сейчас работает) комик - Николай Трофимов, которого я очень люблю. Тогда я еще не снимался в кино, не был известен. А быть в театре "на подхвате" мне не хотелось. Однажды меня приглашал и Игорь Владимиров. Я никогда сам не напрашивался. Честно говоря, я мог работать в любом театре. Комик - специальность дефицитная.

Цирка только не хватало!

- Правда, что вас звали в Ленинградский цирк?

- Да, Сонин (художественный руководитель) просто умолял меня. Когда я переехал в Питер, он мне говорил: "Ты же ничего не понимаешь: ты клоун! Ты столько теряешь, это неправильно. Я для тебя буду писать отдельные сценарии. Мы с тобой объездим весь мир!" Я не соглашался: "Какой клоун? Я драматический артист". Не знаю, правильно ли поступил, но клоуном я был бы неплохим, это точно. Все данные для этого, включая музыкальные, у меня были.

- В вашей жизни была ведь еще и оперетта...

- В киевской оперетте я работал с удовольствием! И в кино снялся в трех опереттах. Это мой жанр. Люблю оперетты, сказки, люблю петь.

- И на эстраде могли бы выступать?

- А я работаю на эстраде. Обожаю монологи. Бывают творческие вечера. Иногда меня возят с программой "Смешные истории с маленькими неприятностями". Я играю ее лет восемь, меняю кое-что внутри, обновляю, читаю Зощенко, Жванецкого, Измайлова...

Чтобы пьеса "пахла" сегодняшним днем

- Знаю, что вы, Михаил Семенович, искали новую пьесу для себя. Нашли?

- Нет, так и не нашел, - разводит руками Михаил Светин.

- О какой роли вы мечтаете?

- Уже лет пять мы с Николаем Мартоном (замечательный актер Александринки, народный артист России. - От. авт.) играем антрепризу "Дон Педро". Пора уже что-то другое ставить. И опять я мечтаю о роли маленького, простого человека, о трагикомедии. Это мой жанр, я люблю его. Когда люди смотрят "Дона Педро" (а это трагикомедия), то сначала смеются, а потом у них появляются слезы. Грустный там конец.

Сейчас читаю повесть Гоголя "Шинель", "примеряю" роль Акакия Акакиевича - несчастного, забитого, маленького человека, который погибает. Вижу в нем черты сегодняшнего, современного человека. Очень интересная, заманчивая вещь. Гоголь - это серьезно, классика на века...

А параллельно ищу антрепризу на троих-четверых. Очень трудно найти такую пьесу, чтобы удовлетворяла по всем параметрам: по смыслу, по жанру, по художественным достоинствам и чтобы "пахла" сегодняшним днем...

- Как вам работается с женщиной-режиссером Татьяной Казаковой?

- Мне нравится работать с Татьяной Сергеевной. Конечно, она упряма. Но с ней можно ладить. Я научился этому. Зато она одержимый человек, любит работать, - откровенно признается Михаил Светин. - Сейчас наш театр на подъеме. Выпускаем много спектаклей. На мой взгляд, появились хорошие постановки с хорошим вкусом. Появился свой зритель. Публика ходит и просто на спектакли, и на актеров, на режиссеров. У нас много талантливой молодежи (актеров). И мое поколение прекрасно работает. Недавние наши гастроли в Сочи были удачными, нас хорошо принимали, за театр не стыдно!

- Что у вас в кино?

- Нет ничего. Сейчас ведь рынок, быстро все расхватывают. Я хотел бы сыграть роль классическую... Сколько меня приглашали в сериалы! Я отказывался, режиссеры обижались. Зачем мне это? Больше, чем есть у меня, они мне не дадут.

Светлана МАЗУРОВА

"Российская газета" (СПб), 12.11.2004

версия для печати