Петр Вельяминов: "Жить нужно просто"

Петр Вельяминов

Одному из самых любимых в народе артистов Петру Вельяминову - 80 лет. "Командир счастливой "Щуки", "Иванов катер", "Сладкая женщина", "Пираты XX века", "Возвращение резидента" и многие-многие другие фильмы с его участием полюбились зрителям. Но, безусловно, Захар Большаков, председатель колхоза из телефильма "Тени исчезают в полдень", и Поликарп Кружилин, секретарь райкома из "Вечного зова" стали «визитными карточками» актера, сделали Петра Вельяминова невероятно популярным.

А ведь любимый нами артист мог пойти... в военное училище. На протяжении нескольких веков (!) все Вельяминовы были военными. Принадлежит Петр Сергеевич к старинному дворянскому роду, упоминание о котором есть в хрониках времен Ярослава Мудрого.

Талант "на зоне"

Родился Петр Вельяминов в Москве. В 16-летнем возрасте посещал подготовительные курсы, собираясь поступать в Архитектурный институт. И вдруг прямо на улице его забрали и увезли на Лубянку. Арестовали по навету за "измену Родине" - "соучастие в деятельности антисоветской организации "Возрождение России". Разве мог в этом участвовать десятиклассник?

Девять лет длилась лагерная жизнь. Лишь 193 дня ему скостили из срока - за то, что он покорил всех своим актерским талантом: на радость товарищам и начальникам парень пел песни, стучал на барабане, читал стихи и газетные фельетоны, а потом сыграл роль американского сенатора Макферсона в спектакле "Русский вопрос". Это был успех! Все говорили, что он артист.

После освобождения в 1952 году молодой человек сплавлял лес по Енисею. И вдруг неожиданно пришел в Абаканский театр. Как ни странно, первой ролью в "настоящем" театре стала не знаменитая реплика "кушать подано!", не массовка, а роль Хруща, а вскоре и комиссара Романа Кошкина в спектакле "Любовь Яровая". Через четыре года в копилке у начинающего актера было уже 25 ролей, и одна немолодая, умудренная опытом актриса сказала ему: "Петя, у тебя есть все основания стать артистом". Эти слова он запомнил на всю жизнь.

Сниматься в кино Петр Вельяминов начал только в 44 года. Общеизвестна удивительная история, как его, провинциального актера, нашли в Свердловске режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили на главную роль в многосерийном телефильме "Тени исчезают в полдень". И он отправился в Москву, на "Мосфильм". В столице актер прожил почти двадцать лет, много снимался. А в 1992 году по семейным обстоятельствам переехал в Петербург, где живет и сегодня. Работает в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимается в кино. И до сих пор является деканом театрального факультета Балтийского института экологии, политики и права.

Два города Петр Вельяминов считает родными - Москву, где родился, а спустя много лет и работал, и Петербург, где жили его предки. В Эрмитаже в зале героев Отечественной войны 1812 года находится портрет Ивана Александровича Вельяминова, генерал-лейтенанта, члена Военного совета при Александре I. Другой его предок, Николай Александрович Вельяминов, был известным военным хирургом, лейб-медиком, академиком, возглавлял в Петербурге Военно-медицинскую академию. Отец актера, Сергей Петрович Вельяминов, окончил петербургский кадетский корпус, потом Павловское военное училище...

Но своим Петра Вельяминова по праву могут считать и жители других городов, в театрах которых он работал: Абакан, Тюмень, Дзержинск, Новочеркасск, Чебоксары, Иваново, Пермь, Свердловск.

Человек с характером

- Петр Сергеевич, вы известный киноартист, но и на театральной сцене немало поиграли.

- Как артист я вырос в театре, больше 150 ролей сыграл. Много лет работал в небольших театрах, нестоличных, у меня бывало по 12 премьер в год!

- Не расскажете, почему переезжали из одного города в другой, меняли театры? Из-за ролей?

- Нет. Роли были хорошие, почти все - главные. Я был совершенно независим. Если казалось, что мне плохо или хочется чего-то другого, - я искал этого другого, благо, меня приглашал один театр за другим. Дошел до Современника. Галина Волчек позвала меня после кинопробы у ее отца, режиссера Бориса Волчека, в картину "Командир счастливой "Щуки".
В общем, меня Господь водил. Сначала казалось, что режиссер, с которым начинал работать, интересный. А потом, когда возникали творческие претензии (мои собственные) и становилось неинтересно - уезжал. И к Москве хотелось быть ближе. Не просто складывалась моя жизнь. Я человек с характером.

- А кажется, что вы такой мягкий!

- В деле? Ну что вы, святых выноси! Когда у меня возникали ощущения, что театр меня не удовлетворяет творчески... Трудно объяснить, почему, например, я уехал из Перми, где был прекрасный режиссер, в Свердловск. Как-то один чиновник сказал мне: "А что это вы переезжали из театра в театр? Какие мотивы были? Ведь у вас все хорошо складывалось". Действительно, все хорошо. Но интуиция подсказывала: поезжай... Кроме того, когда приезжаешь в новый театр, встречаешься с новыми режиссерами, новыми актерами, и все смотрят на тебя с повышенным интересом: что за гусь приехал, происходит чрезвычайная мобилизация! И сделать работу надо честно, не левой ногой.

Я счастлив, что судьба подарила мне возможность поработать в российской провинции, где служат прекрасные артисты, которые ничем не уступают столичным.

- Как вы, серьезный артист, очутились в труппе Театра комедии? Казалось бы, не ваш театр, а театр комиков - Гарина, Филиппова, Трофимова...

- Меня пригласил Виктор Титов. Он снимал хорошее кино. Как-то сказал мне: "Я собираюсь ставить спектакль в Театре комедии. Приходи, ты мне нужен". Я уже жил в Петербурге, но в театре не работал. С радостью согласился. И театр меня принял... Мы выпустили спектакль "Мужчины в ее жизни" и долго играли его с прекрасной актрисой Ольгой Антоновой. А позже мы с Олей сами поставили и стали играть "Старомодную комедию" по пьесе Арбузова. Мне было интересно. Петербургская публика, кажется, отнеслась к нашей постановке очень настороженно. Это была, как говорится, отыгранная карта, ведь пьесу играли Фрейндлих с Владимировым, а позже Фрейндлих со Стржельчиком. Но нас тоже хорошо принимали. Мы объехали всю Россию - и север, и юг, где только не были со своей "комедией", даже на Камчатке.

Трудный хлеб

- Когда вы начали сниматься, вам было трудно? Вас ругали или хвалили?

- Захар Большаков, Поликарп Кружилин, командир "Щуки" - мощные, сложные персонажи, но как их играть - я не знал. Я только был в материале, щупал его, чтобы не соврать что-нибудь. Вот вам пример. Сцена в фильме "Тени исчезают в полдень", когда Стешка уходит со свадьбы, а я смотрю ей вслед, как мне потом часто говорили, особенно запомнилась зрителям. До слез растрогала. На съемках же было так. Полно народу, свадьба. Стрекотала камера. Массовка замерла. Возникла пауза. Меня охватили совершенно непередаваемые чувства. И тут: "Стоп!" Краснопольский говорит: "Вроде нормально. Глазки у тебя блестели". Никто не знал, что покажет пленка. А это был, как оказалось, ударный кадр. Перед другой сценой, где выбирали председателя, ко мне подходит Краснопольский: "Ну ты что-то сделаешь, как-то отреагируешь?" - "Попробую", - говорю. Сыграл. Жду, что он скажет. Как-то лениво реагирует: "Да вроде ничего, сняли". А когда сцену посмотрели, он даже постеснялся похвалить. Если честно, сниматься было легко, просто я этим жил. И думал только о том, чтобы сыграть точно, как себе Захара представляю, чтобы было видно, что этот сильный человек переживает, хотя никогда не говорит о себе, не афиширует свои чувства, что в своих отношениях с окружающими его людьми он очень тонок и деликатен, не позволяет себе ни малейшего намека на то, что помнит зло, обиду, которые ему нанесли. И Господь Бог мне помогал. Теперь те фильмы называют легендарными, классикой советского кинематографа. Как не сделать хорошим "Вечный зов", если там блистательные актеры, что ни имя - то легенда: Лапиков, Копелян, Спиридонов, Семина, Роговцева.

- Как переживали свалившуюся неожиданно сумасшедшую популярность?

- Я принял ее "достойно". Не понимал, что произошло. Мне казалось, что этого просто не может быть! Когда по телевидению прошла третья серия "Теней...", мне телефон оборвали! Все лезли целоваться: "Захарушка наш дорогой!" Вдруг стали говорить, какой я замечательный артист, а Леонид Марков, талантливый актер, сказал, что я научил Москву, как нужно играть в кино. Конечно, это были комплименты. Хотя у нас и во время съемок была уверенность, что получилось.

На творческих встречах часто спрашивали: "Вы играете несчастливых людей, от вас уходят женщины. У вас все в порядке в жизни?" Письма приходили даже из-за границы - из Германии, Болгарии. Как-то мы приехали на премьеру фильма "Тени исчезают в полдень" во Францию, были на экскурсии в Версале. Роскошный дворец, спальня Людовика XIV. Рядом с нами болгарская группа. Вдруг ко мне бросаются целоваться люди: "Захар Большаков!" Удивительно... Или когда секретарь обкома Кемеровской области, собрав свой огромный аппарат, сказал: "Вот коммунист, с которого надо брать пример!"

- А в реальной жизни вы были коммунистом?

- Да что вы! Какая партия? Меня все время придерживали. Тогда были не то что другие - очень другие времена. Моя биография всегда играла роль в моем продвижении, я рад, что оказался в этом смысле безукоризненным. Позже, когда многие рвали, бросали свои партбилеты, у меня не было никаких спекуляций или слов сожалений.

Мне и звание "народного" долго не давали. Из-за моей анкеты. Когда мы были со спектаклем "Старомодная комедия" на гастролях в Чувашии, президент республики Федоров сказал со сцены зрителям: "В свое время руководство нашей республики по известным причинам отказало Петру Сергеевичу в присвоении звания. Но мы исправим эту ошибку". И присвоили мне звание народного артиста Чувашии (у меня значок хранится). Я поблагодарил его за такой жест. Не каждый государственный деятель признается, что его правительство ошибалось.

- В свое время Ролан Быков сказал, что Вельяминов всегда играет положительных героев.

- Он сказал: правильные роли. Быков - блистательный, острохарактерный артист. Контакты у нас были небольшие, мы лишь однажды снимались вместе - в "Серых волках". Неплохой фильм получился, мне кажется. Ролан играл Хрущева, Белявский - Брежнева, а я - председателя Совета министров.

Создать образ положительного героя - очень трудная работа. Характерные прячутся за неожиданные поступки, а положительный герой делает то, что и должен делать. Сколько нужно вложить в то, чтобы показать его позицию, что он борется за нее, доказывает!.. В сценариях, как правило, выписывали только схему "правильного" человека. После "Командира счастливой "Щуки" один артист сказал мне: "Тебе не надо играть такие роли". Ты, мол, недотягиваешь. А сколько людей (среди них и командиры подводных лодок) на полном серьезе говорили, что стали моряками, посмотрев этот фильм! Моряки считают меня своим, и это для меня главное.

Почему-то всегда с иронией говорят о моих положительных ролях. А что, плохо я их играл? Вроде это так легко, и я ничего больше не умею. Самый трудный хлеб, между прочим! И я горжусь этим. Как я их играл? Всегда чувствовал на себе чей-то пристальный взгляд, который помогал, когда я делал что-то правильно. Такая внутренняя поддержка... Все непросто. И все просто.

- У вас совсем не было отрицательных ролей?

- В театре - были. А в кино... По-моему, всего одна - у Дмитрия Светозарова в "Бандитском Петербурге". С удовольствием сыграл бандита Раджу. Роль небольшая (его там быстро убивают), но интересная, необычная.

- А роль какого-нибудь злодея вам не доводилось играть?

- Нет. Мне как-то предлагали, но, слава богу, не состоялось. Не я отказался от роли, а, чувствуя, что режиссер сомневается во мне, я не стал навязываться и убеждать его, что он ошибается.

- Вас часто спрашивают о самых любимых ролях. Что вы отвечаете?

- Все они своеобразны, во всех есть характер человека. Это не я и в то же время - я. Ненавижу выражение "адекватные мне". Никогда не рассуждаю об этом. Единственный критерий для меня: все ли в порядке.

- Смотрите свои фильмы по телевизору, когда они идут?

- Смотрю. Вижу, где сыграл неправильно (эх, переделать бы!), и очень радуюсь, когда сердце говорит: спокойно, здесь все в порядке, этому веришь. Не "хорошо" говорю, а "правильно"!

- Петр Сергеевич, в фильме "Скворец и лира" вы сыграли с Любовью Орловой, выдающейся актрисой. Поделитесь воспоминаниями о ней.

- Всего один раз я снимался с этой замечательной актрисой. Ей было 72 года, и это была ее последняя картина. Какой была Орлова? Довольно закрытой, недоступной, держала себя со всеми на расстоянии. Первая советская кинозвезда! Ко мне Любовь Петровна относилась очень хорошо, у меня был с ней легкий контакт. Она не знала, что у нее рак. Сказала мне после операции: "Петруша, у меня все в порядке". А через несколько месяцев умерла. Я в то время снимался в "Вечном зове". До сих пор считаю своим грехом то, что не был на ее похоронах, не отпросился со съемок.

- Бывало, что вы отказывались от ролей?

- В кино - да. А в театре это делать не положено. Однажды, еще в советские времена, в театре, где я работал, ставили пьесу "Ураган" китайского драматурга. Тема - социальная несправедливость. Молодой парень там участвовал в борьбе за человеческие права. Пьеса была довольно примитивной, написана казенным языком (может быть, перевод был плохой). И когда один слабый актер играл китайца Лудохая - это было за гранью! Я смотрел и просто хохотал. Видел, что он не может сделать своего героя живым. Позлословил на этот счет в компании. И вдруг меня вызывает главный режиссер, говорит, что этот артист уволен, уезжает, а спектакль социальный, важен для городских властей, мы назначаем тебя на эту роль. Я взял пьесу, стал читать. Бросил на пол, топтал ногами. Это был ужас. Но театр - это прежде всего дисциплина. Роль я сыграл. И на какой-то театральной конференции отметили меня за Лудохая! Вот такие пироги бывают!

- Петр Сергеевич, где вы снялись недавно, в каких ролях?

- Сыграл московского купца в фильме "Чертогон" по рассказу Лескова. Еще с удовольствием снялся в роли Свешникова в четырехсерийном фильме "Казароза", он номинировался на "ТЭФИ". Там у меня были интересные сцены с Лавровым и Ахеджаковой. Студия Никиты Михалкова пригласила меня на роль ведущего в документальном фильме "Куликово поле". Сериал недавно был - "Время любить", неплохой, по-моему.

- У каждого артиста бывают простои, когда нет работы, ничего не предлагают...

- Наверное. Но я все время был в работе.

- Все, что хотели, сыграли?

- Нет, конечно! Полно несыгранных ролей и в кино, и в театре. Хотя мне на актерскую судьбу жаловаться грех.

Светлана МАЗУРОВА

Культура, № 48, 7-13.12.2006

фото: Валерий Гордт

 

P.S. 14 июня 2009 года Петра Вельяминова не стало. Популярный актер похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

версия для печати