Подписка на новости

 

Любовь Казарновская, сопрано из России

Любовь Казарновская с мужем

Наша собеседница сегодня - знаменитая оперная певица Любовь Казарновская. Два вечера она пела в концертном зале имени Л.Г. Зыкиной иркутского "Байкал Бизнес Центра". Событие для Иркутска почти невероятное! Любовь Казарновская - редкая гостья в России. Одни утверждают, что она живет в Вене, другие - в Нью-Йорке, третьи - что у нее дом в Италии, что ее муж - то ли итальянец, то ли американец...

"Я - человек мира"

- Трудно сказать, где я живу. Многие мои коллеги - оперные певцы - ездят по всему миру и говорят, что живут в самолете. И я могу так же сказать о себе. Но мне сейчас очень хочется "поставить ногу" обратно в Москву, и я уже начинаю это делать. Потому что, во-первых, я москвичка. Во-вторых, я создала фонд поддержки оперного искусства России, и у меня много интересных проектов. Например, приглашение на мастер-классы великих итальянских певцов, таких как Рената Скотто, Карло Бергонци, Джан Дорман (правая рука Джеймса Левайна, главного дирижера "Метрополитен-опера"). Они учат стилям, языкам, итальянским традициям молодое поколение оперных певцов России.

Еще у меня много проектов с российским телевидением: съемки клипов, музыкальных кинофильмов. Мы уже сделали большой проект: "Великие певцы России - от Шаляпина до наших дней". Это стало хитом в прошлом году в Америке: все покупали эти кассеты (их три) и говорили, что частично слышали имена певцов, которых мы представили, и не знали, что это были действительно великие певцы: Лисициан, Обухова, Нежданова, Собинов, Лемешев, Козловский... Они высоко несли традицию настоящего итальянского пения, соединенного с русским исполнительством. Но, увы, тогда существовал "железный занавес"...

Мы и дальше собираемся продолжать это дело - знакомить Запад с историей традиций России.

В России у меня достаточно большое имя, поэтому мне открыты многие двери. И то, что я не могу сделать там, здесь - могу. Могу себе позволить делать такие вещи, которые доставляют мне как исполнителю, как личности удовольствие. Для моей души это та пища, о которой я всегда мечтала.

На Западе вся жизнь как бы заранее распланирована. Там - рыночный поток, групповые выступления: 7 Тосок, 5 Саломей, 8 Баттерфляй, 10 Аид и так далее...

Я понимаю, что мне надо быть здесь. Поэтому решаю сейчас вопрос с квартирой в Москве. И потом, у меня растет сын, ему 7 лет, и я хочу, чтобы образование он получил здесь. Потому что считаю: лучше образования, чем у нас, нет. То количество театров, музеев, та интенсивность культурной жизни, которая есть в России, - больше такого нет нигде. Там все, как вам сказать... сытое, довольное, но спящее. А у нас все бурлит и кипит...

У нас есть квартира в Нью-Йорке (у меня был большой контракт с "Метрополитен-опера"), сейчас хочу от нее избавиться: забирает много денег и сил, требует ухода. Аренда на Западе высока: моя квартира на Манхэттене, обычная, средняя, ничего в ней особенного, стоит 2,5 тысячи долларов в месяц. На те две или три недели, что я буду приезжать, можно обойтись и без нее.

- А какое у вас гражданство?

- Российское. И я очень рада этому. Я человек мира и представляю свою родную страну. В газетах меня всегда называют "сопрано из России".

- Вы служите в одном театре или работаете в нескольких по контракту?

- Нет, ни в каком театре не служу. У меня есть соглашение с Большим театром, с Мариинским на определенные спектакли, которые я пою в сезоне. Но я не являюсь солисткой ни того, ни другого театра принципиально. Во-первых, они переходят с ведущими певцами на контрактную систему. Так сейчас везде в ведущих театрах. Во-вторых, я не хочу быть привязанной ни к одной труппе. Практически невозможно делать одновременно какие-то вещи и в Большом, и в Мариинском, а я умудряюсь... В прошлом году, например, был проект в Большом театре "Портрет Манон". Две оперы - француза Массне и итальянца Пуччини - были соединены в один вечер, с разными партнерами, а Манон пела я одна. Было очень трудно. Это совершенно разные стили, разные голосовые и звуковые подходы, французская, итальянская музыка, яркая страсть... Я пригласила для этого проекта замечательного тенора Рауля Хернандеса (для "Манон" Массне). Это молодой певец, который сейчас начал блистательную карьеру на Западе, он только что дебютировал в "Метрополитен-опера" в партии Герцога в "Риголетто" Верди. И пригласила Франко Бонизолли (в Пуччини он был моим де Грие). Это вокальный мэтр бельканто, он имеет такой послужной список - будь здоров!

У нас были немецкий режиссер, шведский дирижер, получился очень красивый интернациональный проект, который имел огромный успех в Москве. И не только в Москве. Об этом проекте рассказывали в Италии, поскольку Бонизолли - их гордость. С Мариинским театром у меня был проект "Саломея". С Гергиевым. Режиссером была Джули Теймор из США, очень известная сейчас дама. Она делает интересные постановки на Бродвее и в "Метрополитен-опера".

Сейчас я совмещаю работу сразу в нескольких театрах, и это мне, конечно, безумно интересно, потому что каждый театр - это своя специфика, и если ты привязан лишь к одному театру, то живешь только по его законам, а я действительно хочу быть человеком мира.

Я никогда не соглашаюсь на проект, который мне не интересен, где вполне может спеть и другая певица, потому что из этого не сделаешь событие. Такое, как, например, мой приезд в Иркутск, Братск.

Людмила Георгиевна Зыкина (мы с ней встретились на концерте в Кремле, стали говорить о гастролях) удивилась:

- Как?! Ты совсем не ездишь по России? Как же тебе не стыдно? Ты же россиянка, любишь эту страну, поешь потрясающий репертуар! Как ты можешь не думать о своей публике и не доставлять ей радость общения с тобой? Поедешь в Иркутск, там зал моего имени, я знаю, какие там люди и как достойно тебя встретят. И ты найдешь отклик в сердцах иркутян.

Мне позвонил Николай Константинович Иванов, директор "Байкал Бизнес Центра", и сказал: "Любовь Юрьевна, вас очень просят выступить в Братске. Как вы на это смотрите"? Я спросила: "Это далеко?" - "Час лету". - "Хорошо, я поеду".

- Как вам концерт в Братске?

- Вы не представляете, что творилось в Братске! 250 приставных мест, и еще сколько обиженных осталось на улице. Причем рекламы практически не было, ее не успели сделать. Я поразилась, как люди хорошо знают произведения. Когда их объявляли, они аплодировали. Публика пришла подготовленная, интеллигентная. Две женщины в первом ряду просто навзрыд плакали, когда я пела сцену письма Татьяны. А с какими лицами уходили после концерта! Я была безумно счастлива.

- Вы действительно совсем не гастролируете по России?

- У меня никогда не было времени. И когда я бывала в России, всегда была так занята в Москве и в Петербурге - концерты, съемки, туда-сюда.., что пела только в Саратове, Самаре и в Тольятти. Все. Это было единственное серьезное турне по Волге в прошлом году.

В общем, Людмила Георгиевна Зыкина меня пристыдила ("Кого же баловать, как не нашу российскую публику?"), и когда у меня выдалось несколько свободных дней перед отъездом в Германию, я полетела к вам. Я рада, что открыла для себя такой замечательный край, такую потрясающую публику. Мы обязательно будем дружить.

Боже мой, а какую красоту мы увидели на Байкале! Роскошное озеро, чудо! Такая девственная, потрясающая природа! Ни в Подмосковье, ни в Петербуржье такого не увидишь. Мы с моей пианисткой вчера обсуждали... Такое ощущение, что попали на другую планету.

- А в Москве вас можно услышать?

- Редко. Москвичей тоже не много балую. В конце января были мои большие концерты с американцем Саймоном Эстэсом. Это такое огромное имя на Западе! Замечательный певец, у нас его практически не знают, а он лауреат первой премии конкурса Чайковского. Я привезла его к нам, и мы пели в Большом зале консерватории: сделали роскошный вечер с оркестром Московской филармонии.

- Вы проводите мастер-классы с вокалистами?

- Есть такие летние курсы усовершенствования молодых певцов в Израиле, в Тель-Авиве, от "Метрополитен-опера". Мне поступило предложение от американцев подготовить состав к "Евгению Онегину", потому что я действительно знаю эту оперу как свои пять пальцев. Моим учителем когда-то была Надежда Матвеевна Малышева - педагог-концертмейстер оперной студии Станиславского, концертмейстер Шаляпина.

Мне всегда везло на педагогов. И я считаю своим долгом поделиться сегодня с молодежью тем, что знаю, умею, я люблю заниматься с молодыми певцами.

- Любовь Казарновская - звезда, примадонна мировой оперной сцены. Такие громкие эпитеты. И в то же время - не народная и даже не заслуженная... Почему?

- Этот вопрос возникает у всех. Россия - до сих пор! - настолько бюрократическая страна... Я работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко пять лет, и мне все говорили: "Ты еще маленькая для звания". Я пришла туда в 20 лет, студенткой третьего курса консерватории, и дебютировала в партии Татьяны.

Потом меня пригласили в Большой театр. Тогда я была там на договоре: пела Татьяну, Иоланту, Февронию в "Сказании о невидимом граде Китеже"... А потом пришло безумно лестное приглашение от Темирканова на ведущие партии в Мариинский театр, где я отработала три года. В общей сложности я проработала в российских театрах около десяти лет. И когда пришла в Мариинский театр, мне сказали: "Мы хотим подавать тебя на звание. Надо, чтобы ты 5 лет "отпахала" здесь. Вот так и получилось: то я была "маленькая", а то надо отпахать 5 лет. А я уже начала активно выступать на Западе...

И теперь на всех правительственных концертах ведущие спрашивают меня: "Вы - народная артистка СССР или России?". Я говорю: "Я никто, - ни то, ни другое". И у всех это вызывает большое удивление...

Но я думаю, что этот недостаток можно исправить (смеется). Хотя я не жадна до званий, если на то пошло, у меня есть лауреатство международных конкурсов...

Семья

Муж Любови Казарновской Роберт Росцик - австриец. У них растет 7-летний сын Андрей. Как говорит Любовь Юрьевна: "Семья у нас интернационально-обычная".

- А на каком языке говорит ваш сын?

- На русском. И муж блестяще - фантастически! - говорит на русском. Он обожает Россию. По-моему, в прежних рождениях, в прежней жизни, он был русским, потому что так безумно любит эту страну, понимает и так всегда восторженно о ней отзывается, несмотря на то, что знает все недостатки и проблемы... Роберт считает, что мы сделали правильный выбор, собравшись жить в России: "Ты здесь счастлива, и я счастлив, и наш ребенок". Сын тоже говорит: "Мамочка, мне здесь так хорошо! Столько музеев, театров, концертных залов, столько друзей!" Он у нас мальчик социально активный...

Несмотря на то, что Роберт родился в Штатах и у него два паспорта - американский и австрийский, он говорит: "Ни за что нигде не хочу жить постоянно, кроме России". Что мне очень приятно. И когда его мама иногда спрашивает: "Как ты можешь так долго жить в России? Ты же не русский", он отвечает: "Мама, ты не знаешь, какая это страна, какие там люди!"

- У вас была, наверное, интересная история знакомства?

- Да! Роберт работал в Вене, приехал вместе со своим шефом отбирать русских певцов для иностранного рынка - для Венской оперы, для Амстердама, Цюриха, Зальцбурга. Им пели, в том числе и я, они прослушивали.

- Вы уже были известны тогда?

- Да, в России. Я была солисткой Мариинского театра, примой, все там уже перепела, весь ведущий репертуар.

Я спела, очень им понравилась. Меня пригласили. У нас с Робертом возникла большая симпатия друг к другу. И потом он сделал мне предложение.

- Я слышала, муж - ваш импресарио?

- Нет. Как только мы поженились, он перестал работать на меня как менеджер, сказав: "Понимаешь, это идиотизм: названивать директорам театров и предлагать, хвалить свою жену".

- Но ведь этим как раз и занимаются все мужья-продюсеры!

- Это в России. На Западе это не принято. Там на это сразу начинают косо смотреть. Если муж предлагает взять с концертом свою жену, конечно, он будет говорить, что она гениальная.

А еще Роберт сказал мне раз и навсегда: "Я не хочу, чтобы у нас дома был второй офис. Как только ты начнешь слышать все эти разговоры (как я убеждаю кого-то, как на одну глупость отвечаю другой), ты будешь слишком в это дело вовлечена и сразу начнешь нервничать. Отдыхай дома, расслабляйся". И он совершенно прав. Дом должен быть домом.

У него много крупных проектов. Например, с Большим театром.

- Вы интересный рассказчик. Не думали написать книгу?

- Думала, конечно. Мне есть что рассказать. На моем пути встречалось очень много замечательных, интересных людей. Обо мне написано много больших, серьезных статей, где довольно подробно описаны какие-то события моей жизни - в журналах "Cosmopoliten", "Мэри Клер", "Elle". Вопрос книги - впереди.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 15.04.2000

версия для печати   
 
  
Хотите познакомиться?
Загрузка...