Подписка на новости

 

Сергей Кошонин: "Танго" для души...

Сергей Кошонин

Этого актера наша огромная страна знает в лицо. Во всяком случае, те, кто смотрит (или смотрел хотя бы однажды) сериалы про "ментов". Сергей Кошонин играет интеллигентного "опера" в "Убойной силе". А в одной из серий "Улиц разбитых фонарей" Сергей Кошонин сыграл криминального авторитета.

Впервые Сергей Кошонин снялся в кино будучи восьмиклассником - у хорошего режиссера Бориса Фрумина. Это был фильм "Дневник директора школы", где играл знаменитый Олег Борисов. Актером Сергей становиться не собирался. Однако подростку понравилось зарабатывать таким образом деньги.

А потом он окончил Ленинградский театральный институт. Учился на курсе у маститого режиссера Льва Додина вместе с Игорем Скляром, Андреем Краско, Сергеем Бехтеревым, другими талантливыми ребятами, которые стали впоследствии звездами театрального Петербурга.

Я увидела Кошонина в спектакле "Картины из жизни девицы Любови Отрадиной" (по пьесе А.Н. Островского "Без вины виноватые"), где он играл Мурова, богатого землевладельца, депутата губернской земской управы. С удивлением узнала, что еще он является продюсером спектакля, а также написал к нему музыку. Еще один "мент", для которого важнее всего в жизни театр? Как скажет мне позже актер: "В сериале мы существуем пунктирно. Снимите подряд 100 серий и поставьте всего один спектакль, и спектакль перевесит - по драматургии, по эмоциональной отдаче...".

- Сергей, вы знаете, у вас есть давние поклонницы, они с восторгом вспоминают ваши роли в спектаклях "Мещанин во дворянстве", "Дорогая Елена Сергеевна", "Трехгрошовая опера", "Гроза"...

- Спасибо, очень приятно. Более ста ролей сыграл я здесь (в Молодежном театре на Фонтанке под руководством Семена Спивака. - От авт.). И с режиссером Владимиром Малыщицким работал. Были легендарные спектакли - по произведениям Володина, "Сто братьев Бестужевых", "Ах, Невский, всемогущий Невский...".

- Отчего же ушли? Про вас мне сказали: был хорошим актером, много играл, а теперь - успешный бизнесмен...

- Насчет "бизнесмена" - громко сказано. Это не мои мозги. Как был актером, так им и остался. Просто поменял свои взаимоотношения с театром: ушел из той системы - государственной, театральной, которая, считаю, сегодня в тупике. Когда артист бесправен в выборе ролей, когда он только назначается на роль и играет то, что ему дают. А каждый артист хочет играть гораздо больше, использовать свои резервы, самореализовываться...

Да, у меня было много работы. Но зарплата была абсолютно мизерной. И в период репетиций "Трехгрошовой оперы" мой маленький сын спросил: "Папа, ты купил мне йогурт?", - а я опустил глаза. Нет, не купил, у меня не было денег. Ночью я садился за руль своего "Москвича", ездил по городу шофером - зашибать деньги. А утром - на репетицию. Репетиции шли 3 года. И 3 года я не вылезал из театра. За это время поменялось 7(!) партнерш, которые играли Полли. Я был уже так вымотан, так выкачан! В этот момент я не снимался, не ездил с концертами, то есть нигде больше не зарабатывал. Начал жить в долг. Спасибо, друзья помогали. После премьеры я перешел на договорную форму (стал играть разовые спектакли) и ушел на телевидение, делал там программы. Стал потихоньку отдавать долги. Занимался различными проектами. Например, делал праздники городов, корпоративные вечеринки. Огромный опыт получил. Это был период, когда кино не снимали...

- Но сегодня вы играете спектакль "Танго" на сцене родного Молодежного театра!..

- Я играю его бесплатно. У меня есть теперь такая возможность - играть для души. Да, для души, для того, чтобы самосохраниться, не потерять творческую планку. Играю бесплатно, потому что деньги, которые здесь предлагают... Ну не надо унижать ни себя, ни меня! Я зарабатываю в других местах. Не хочу, чтобы на меня показывали пальцем: вот, мол, он запросил много у театра, который живет на дотации. Потому что я в антрепризе плачу артистам гораздо больше. (Речь идет о творческом объединении "Арт Питер", продюсером которого является С. Кошонин. - От авт.). Я считаю, что артисты должны получать достойно. Если театр не может этого делать, я его не виню. Я просто отказался получать свой гонорар. Сказал: перечисляйте мои деньги в какой-нибудь фонд. Допустим, актриса родила ребеночка, передайте ей на пеленки, памперсы. Это не цинизм. И не выпендреж. Театр не может платить столько, сколько я хочу получать.

Я восемь лет вне театра. Нет, я не расстался с ним, просто перешел в другую форму взаимоотношений. Поэтому возникла антреприза, объединение "Арт Питер". Я почувствовал в себе силы. Со мной вместе пошли другие люди. Моя задача - найти пьесу, привлечь режиссера, актеров. Право первой встречи с ними - у меня. Если актеры меня знают, они мне доверяют. Попробуй заполучи в спектакль Семена Стругачева, или Игоря Лифанова, или Андрея Федорцова! Это можно сделать только потому, что мы дружим, вместе работаем, снимаемся.

Для меня антреприза - это отряд быстрого реагирования в искусстве. Как спецназ - в армии. Эти люди - профессионалы. Они быстро учат тексты, быстро выполняют поставленные перед ними задачи, могут быстро репетировать. Это в театре можно сидеть год и два, и репетировать, деньги-то бюджетные. А здесь - свои, из своего кармана. Другое дело, что не может быть много спектаклей, у нас их сейчас два (было три), они живут по 4-5 сезонов. Спектаклю, как ребенку, нужно внимание, его так же нужно любить, холить, лелеять, кормить, греть на солнышке, выгуливать, если надо - лечить... Тогда он живет. А если его просто тупо эксплуатировать, он умирает. И часто играть антрепризу невозможно. Самое сложное - собрать вместе в один день востребованных актеров, чтобы они все были свободны. И когда говорят с иронией: ой, собрались столичные артисты, приехали на чес... Ничего подобного! Этот труд покруче, чем в театре. Просто есть спектакли сильные и есть - слабые. Но ни один артист не соглашается участвовать в халтуре. И сейчас, как правило, такая конкуренция между антрепризами! Все зависит от того, какую пьесу вы выберете и кого пригласите участвовать в спектакле, потому что артисты должны быть узнаваемы. Можно быть гениальным актером, играть все главные роли в питерском театре, но если его не знает страна... повесь афишу в городе Иркутске с этим именем, и народ не пойдет на спектакль.

Публику уже избаловали, ей звезд подавай. А что такое звезды? У нас их нет. У нас, скажем так, местная популярность. Звезда - это когда ты снялся в фильме и купил остров в океане, виллу, яхту...

* * *

- Итак, вы не бизнесмен...

- Продюсер. Это двигатель идей, это тот человек, под чье имя дают деньги, которые он успешно вкладывает. Вы знаете актеров, которые занимаются продюсированием спектаклей: Александр Абдулов, Сергей Проханов, Михаил Боярский... Я не говорю, что всю жизнь мечтал об этом. Просто другого пути, чтобы остаться в театре, у меня не было. Жить так, как я жил, больше было невозможно. Я кормилец, должен приносить домой деньги. Хочу, чтобы семья - жена, сын - ни в чем не нуждалась. Чтобы у них были хорошая еда, одежда, чтобы сын жил лучше меня. Наконец, сделал ремонт в квартире. Это уже благодаря сериалу. А когда я работал в театре, меня не отпускали на съемки. Знаете, сколько ролей я потерял! Я не осуждаю за это режиссера: он делал спектакли в единственном числе, у нас не было замен, двух-трех составов, как в других театрах.

- Правда, что вы играете "Танго" уже 16-й год?

- Я - 17 с половиной лет. Спивак поставил его еще в Молодом театре, на другой площадке, а потом перенес в Молодежный. Спектаклю 18 лет, я начал играть в нем после первых шести постановок...

- В прошлом году польский драматург Мрожек смотрел ваше "Танго". Слышала, что ему очень понравилось...

- Он сказал: "Я впервые увидел "Танго". "Как? - удивились мы. - Впервые в России?" - "Нет. Я впервые увидел то, что даже недописал. Вы дали мне почву для размышлений. И если бы я сейчас, после вашего спектакля, писал пьесу, то какие-то моменты усилил бы, а что-то - убрал". Нам было очень приятно. А еще Спивак спросил его: "Знаете, что вы самый востребованный драматург второй половины ХХ столетия?" Мрожек скромно улыбнулся: "Спасибо. Теперь знаю".

Спектакль этот живет долго потому, что был тщательно проработан (мы его долго репетировали). Здесь каждая секунда существования персонажа оправдана. Я считаю "Танго" лучшим спектаклем в моей жизни. Лучше даже "Трехгрошовой оперы", хотя Мэкки-нож - это мировой репертуар.

- Сергей, как в вашей жизни появились цыганские песни, группа "Кабриолет"? Ведь это вы их раскрутили?

- Откуда вы знаете? (Улыбнулся). Сказать, где рождался "Кабриолет"? Здесь, в этом буфете. (Мы разговариваем в буфете Молодежного театра. - От авт.). Первым делом весь табор наедался. Пока не поедят - звука не издадут. Это был 1995 год, время, когда я не знал, за какой проект взяться. Цыганка Лолита Джелакаева, москвичка, приехала сюда - выступать на питерских подмостках. Ее подруга предложила создать группу. Иван Благодер, музыкальный руководитель, нашел Сашу Марцинкевича. Нашли на Московском вокзале Петербурга, где тот пел вместе с Машей Венгелевской. К ним добавили несколько человек - цыган и русских. Я был продюсером, вкладывал деньги в записи, альбом, концерты, костюмы. Потом вывез их в Данию, на музыкальный фестиваль. Они два месяца отработали в Копенгагене (в парке), заработали хорошие деньги. Дальше пошли самостоятельно, мы расстались. Я-то старался, чтобы у них были цыганские песни в современной обработке, но Саша ушел в попсу ("Цепи" и все прочее), мне это стало неинтересно.

Кстати, это я придумал название "Кабриолет". Если бы тогда его запатентовал... (Хохочет). Это сейчас я стал умным и опытным, каждую идею патентую...

- Еще мне рассказали, что вы поете, танцуете...

- Не пою. Напеваю. Это в спектакле. Играю на гитаре, на фортепиано. Танцую в рамках спектакля. Хотя, если бы я не стал актером, играл бы, возможно, в какой-нибудь группе.

- И еще об одной вашей "слабости" знаю: музыку сочиняете...

- Балуюсь. Это хобби. Нот не знаю.

* * *

- Нельзя не сказать, Сергей, об "Убойной силе"...

- Пожалуйста. Снимаются новые серии. Уже шестой блок, 10-серийный. Действие будет происходить в ЮАР, в Кении, связано с похищением и с поиском алмазов.

- Что для вас Максим Веригин?

- Пожалуй, это я - в других обстоятельствах.

Некоторые относятся к сериалам как к халтуре. Но мы - профессионалы и делаем свою работу честно. Мы очень любим "Убойную силу" и относимся к ней серьезно. Сейчас время такое - время сериалов. Сегодня они более востребованы. И в доме у каждого.

"Убойная сила" для меня не панацея. Есть и другая работа. Только в этом году выйдет несколько сериалов, в которых я участвую. Например, "Женский роман" Сергея Снежкина, где у меня сложная психологическая роль. "Три цвета времени" Дмитрия Светозарова, где я играю бывшего комсомольского бонза, который в период "прихватизации" стал иметь все. В "Мангусте" сыграл начальника охраны школы. Снялся в американском фильме "Из-за мамы" в роли хоккеиста, который превратился в алкоголика в результате нищей жизни. Это короткометражка, ее хорошо приняли американцы, дали кучу призов на фестивале короткометражных фильмов, который продюсирует актер Роберт Рэдфорд. Теперь этот режиссер (Сергей Басини - американец русского происхождения) пишет сценарий фильма "Снежинка" на меня. Возможно, буду сниматься в Америке. А увидел меня он в спектакле "Танго"...

- Как вам живется после сериала?

- Мы приходим к вам домой и невольно становимся близкими людьми, членами семьи. Периодичность, с которой нас показывают, срабатывает в плане нашей раскрутки, "пиара", что актеру необходимо. Теперь нас много приглашают с концертами "Убойная сила искусства", где мы поем, танцуем, разыгрываем сценки. Зал счастлив. Может быть, в Иркутске выступим...

Ко мне часто подходят и говорят: "Ой, вы меня не знаете, а я вас знаю. Здравствуйте". Популярность Васи Рогова мне не нужна. Или популярность Нагиева. Очень тяжело жить, когда все время приходится прятаться за темными очками, когда постоянно вас пристально разглядывают: что вы едите, во что одеты, как выглядите, после бодуна или нет... Ко мне иногда обращаются: "А не вы играете в "Убойной силе"? - "Нет, просто похож". - "Извините". И я спокойно иду по улице.

Вообще-то меня стали узнавать после "Интердевочки", где я сыграл таксиста, маленькую совсем роль. Знаете, мне дороже, когда говорят: "Что-то лицо ваше знакомо. Где-то я вас видел, мы с вами встречались. Сейчас вспомню, где..." Я не хочу быть прилепленным к образу Максима Веригина. Я хочу остаться актером, который играет разные роли.

* * *

- О семье, пожалуйста, несколько слов...

- Супруга Лолита работает... мамой: встречает, провожает сына, занимается хозяйством. Мы познакомились на "Ленфильме", она была там бутафором-декоратором.

Сыну 16-й год, учится в 8 классе.

- Он смотрит "Убойную силу"?

- Смотрит. Сначала, когда был поменьше, говорил мне: "Ты же не Брюс Уиллис. И не Шварценеггер". С детства смотрел лучшие боевики. И компьютер у него навороченный. Я его ни в чем не обделял. Ему приятно, что папа снимается, что папу узнают, гаишники честь отдают. А если прихожу в школу - одноклассникам хочется пожать мне руку... Иван уже сам снялся в сериале "Спецотдел", сыграл мальчика, который воровал старинные монеты. Озвучил много американских мультфильмов. Я удивлялся: он зарабатывал больше, чем папа в театре! 13-летний мальчик получал за съемочный день 500 рублей. Причем я пальцем не ударил, чтобы его пропихнуть. Американцы сами подбирали голос для озвучки. И выбрали его не потому, что Сережа Кошонин снимается в "Убойной силе"...

- Ваши увлечения?

- У меня - три "кита". Обожаю бильярд. Большой теннис. И недавно увлекся охотой - как это, оказывается, азартно! Хотя думал, что не смогу подстрелить уток. Перекрестился и... В каждом мужике все-таки живет воин.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 8.05.2004

версия для печати   
 
Хотите познакомиться?
Загрузка...