Подписка на новости

 

Лариса Малеванная: "У меня нет претензий к этой жизни..."

Лариса Малеванная

Сегодня вас ждет встреча с народной артисткой России Ларисой Малеванной, знакомой нам по фильмам "Проводы белых ночей", "В день свадьбы", "Гроссмейстер", "Единственная", "Рафферти", "Поздние свидания", "Долгая дорога к себе", "Игорь Саввович", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!"

Уже 26 лет Лариса Малеванная работает в БДТ.

- Лариса Ивановна, вы - ленинградка?

- Нет. Я родилась на юге, в Ростовской области. А здесь училась. После театрального института уехала в Красноярск, там мы организовали новый театр, который до сих пор работает, я видела, когда была там два года назад на праздновании 120-летия Пушкинского театра. Заходила в свой ТЮЗ, походила по коридорам, гримерным... Надо сказать, что я принадлежу к числу людей, которые не умеют жить прошлым, и, наверное, это хорошо. Я стараюсь не травить себе душу: надо, мол, было не так, а эдак... Ну, было. Я играла очень много, а теперь - не так много. Всему свое время, как говорится. По этому поводу стараюсь не страдать, хотя в последнее время бывают моменты (я стараюсь их преодолевать!), когда начинаешь ругать себя за то, за это, чувствовать виноватой... И лишний раз понимаешь, как это непродуктивно. Иногда просто "задолбаешь" себя по мелочам. Нехорошо!..

... А в Иркутске мы были... ой, страшно сказать! - по-моему, в 74-м году. С театром Ленинского комсомола (я еще там работала). Очень люблю Сибирь. Очень понравился Иркутск, иркутяне.

Актриса театра

- Лариса Ивановна, я ходила по музею БДТ. Какие актеры здесь работали - Борисов, Лебедев, Стржельчик!.. Они были и вашими партнерами (видела фотографии 1976 года, пьеса Горького "Дачники", вы в роли Варвары)...

- Да, это был мой первый спектакль в БДТ. Это все мои партнеры и учителя. Конечно, прийти в этот театр было непросто, и когда в первом моем спектакле во время репетиций я поворачивалась к партнеру, чтобы что-то сказать или спросить, и видела, что это Лебедев или Борисов, внутри холодело и замирало...

С Борисовым мы много вместе играли и в кино, и в театре. Он играл Григория Мелехова в "Тихом Доне", я - Наталью, в "Дачниках" играли, в "Оптимистической трагедии"...

Замечательные партнеры! У каждого я чему-то научилась. И сейчас учусь. И не только у них, у молодых иногда учусь - натиску, уверенности, хватке. Этому тоже надо учиться. (Малеванная смеется).

Если говорить об учителях, моим учителем был Олег Иванович Борисов. Я очень многое от него взяла. Он был очень деликатен в работе, но советовал бесценные вещи. Неразговорчивый человек, не болтун, иногда подойдет и тихо так скажет: "А вам не кажется?.. А давайте попробуем вот так...". И всегда это было настолько точно! Потом, когда я учила своих студентов в театральном институте, много цитировала Борисова, не только Станиславского. Говорила: "А вот Борисов... Борисов однажды посоветовал мне так..."

А замечательный Владислав Игнатьевич Стржельчик! Мы с ним тоже играли вместе.

Теперь театр обновился. Стариков осталось не так много. Несмотря на то, что я человек пришлый, помоложе основного костяка, который составлял славу БДТ во времена Товстоногова, все равно я ближе к тем артистам, чем к сегодняшнему "племени младому, незнакомому"...

Киноактриса

- Как вы считаете, в кино у вас счастливая судьба?

- Я об этом не думала, - говорит Лариса Малеванная. - Живу, работаю, снимаюсь. Я жизнью очень довольна и давно уже перестала предъявлять к ней повышенные требования, плакаться: вот тут мне недодали и тут - тоже. Я учусь ценить каждый момент и каждую возможность выйти на сцену, сыграть. И это получается. Поэтому у меня нет комплексов, нет претензий ни к людям, ни к жизни - только к себе. Поэтому, видимо, у меня и страданий меньше, чем у других людей.

Это не мое дело - оценивать, а дело критиков, искусствоведов, журналистов, зрителей. Бывает, что я смотрю фильмы со своим участием, и это тяжело. Ой, как неправильно, как нехорошо сыграла! А потом смотрю дальше: ой, какая артистка хорошая (я смотрю на себя отрешенно), ну что же режиссер с ней сделал? Как неверно ей подсказал! Мне бы ее, я бы эту роль с ней сделала! Ну, это я так уже озорничаю...

- А как сегодня - есть работа в кино?

- Есть. Сейчас пригласили на фильм "Идиот" по Достоевскому. Режиссер Владимир Бортко снимает на "Ленфильме" десятисерийный телевизионный фильм. Он пригласил меня играть Нину Александровну Иволгину, маму Ганечки. Роль небольшая, но очень интересная, и я с радостью согласилась. И еще есть один сериал - "Черный ворон". Там я играю маму талантливого мальчика, который постепенно спивается. Моего сына играет замечательный молодой артист Игорь Копылов.

Сериалы не люблю. Но можно доотказываться до того, что вообще не будут приглашать и разучишься в кино сниматься. Поэтому-то я согласилась и в общем-то не жалею.

Педагог

- Я слышала, что вы сейчас преподаете в Мариинском театре...

- Лариса Абессаловна Гергиева, замечательная пианистка, сестра нашего знаменитого маэстро, художественного руководителя Мариинки, организовала при театре "Академию молодых певцов" и пригласила меня вести актерское мастерство. Я сначала страшно испугалась: как я смогу?! Для меня музыкальный театр всегда был... нечто, стоящее выше драматического, ближе к Богу, скажем так. (Рассмеялась). Когда я пришла туда в первый раз, не была уверена, что долго продержусь. Ну, думаю, попробую. Потом выяснилось, что с ребятами в консерватории уже занимались актерским мастерством. Но не так много, как нужно для того, чтобы оперный певец стал, как об этом мечтал Шаляпин, прежде всего артистом. Сейчас не так. Ребят учат в основном петь, и они прекрасно поют. Очень вежливые девочки и мальчики. Заметно отличаются общей культурой от моих бывших птенцов. Талантливые, у каждого "звезда во лбу горит".

Я объясняю им, что хороший артист помимо того, что показывает публике свои вокальные возможности и фотографию, должен излучать нечто. И как приятно, когда происходят какие-то победы! Допустим, приезжает с конкурса Монюшко из Польши одна девушка и говорит: "Лариса Ивановна, спасибо вам, я заняла первое место". Удивляюсь: "А при чем здесь я? Вы, наверное, спели замечательно". "Да, - говорит. - Но все отмечали не столько, как я пела, а как я это сыграла". А ничего особенного она не играла. Я просто помогла ей все это продумать, чтобы история про золотую рыбку и паренька стала притчей об оперной актрисе. Мы придумали с ней конкретную историю, живой сюжет...

Философ

- Жизнь идет. Жизнь интересная. Но не всегда. У любого человека ведь бывают моменты неуверенности, неудач, депрессии. Это нормальное кризисное, тупиковое состояние. Люди его пугаются. Но с приобретением жизненного опыта начинаешь понимать, что пугаться не стоит. Потому что любой тупик, любой кризис плодотворен. В этот момент происходит переосмысление многого, начинаешь куда-то тыкаться и что-то находишь.

У меня был период, когда совсем не было ролей. Ни в БДТ, ни в кино, нигде. Три года! С ума, наверное, можно было бы сойти, если бы я уже не начала собой всерьез заниматься, просто воспитанием себя. Я поняла, что это для чего-то мне нужно. И стала учить стихи. На одном концерте случайно встретилась с одной молодой певицей, которая так же, как и я, маялась в поисках себя. Мы сделали с ней программу "Кому огонь любви знаком...", где я читаю Тютчева, Есенина, Пушкина, Гейне, Ахматову, Цветаеву, а она поет романсы. Играем в маленьких зальчиках - то в музеях, то в каких-то особнячках. Публика принимает замечательно! Публика приходит такая... неповседневная. Что меня удивило, иногда приходят старшеклассники и студенты. Мне казалось, что кроме пива, водки, курева и наркотиков им уже ничего не нужно. Знаете ведь, как все старики обычно ворчат на молодых и не понимают их... И вдруг они приходят! И слушают Пушкина и Есенина. А потом приходят за кулисы поблагодарить, задают вопросы. И покупают поэтические сборники. Это так приятно!

Помню, спектакль "Дядя Ваня" всегда и везде, во всем мире, куда бы мы его ни возили, принимался хорошо, и вдруг... в девяностых зритель отшатнулся от театра. А потом опять залы заполнились, но уже немного другой публикой. И когда в первый раз после спектакля "Дядя Ваня" зрительный зал затопал ногами, засвистел и заорал "А-а-а!", мы испугались. Вот оно, оказывается, какое "племя младое, незнакомое!" Это так они приветствуют.

Мои партнеры - Олег Валерианович Басилашвили и Кирилл Юрьевич Лавров - огорчились: "Как это возмутительно!" А я сказала: "Вы знаете, братцы, давайте скажем спасибо их папам и мамам, учителям за то, что они их за шкирку, пинком под зад с дискотеки - в театр. Они еще не знают, как на это реагировать. Может, мы их приучим постепенно?" Не хочется верить, что они утонут в пиве и наркоте. Хочется надеяться на лучшее...

Мама, бабушка

- О семье? Пожалуйста. Я живу одна. Пять лет назад разошлась со своим вторым мужем. Я дважды побывала замужем. Долго-долго не разводилась. Знаете, как обычно: а что скажут, что подумают? А потом, когда поняла, что это не имеет никакого значения, когда почувствовала, что наша история исчерпана до донышка, и уже давно, и что для меня этот брак - только тормоз, тогда я от него отказалась.

Отдельно от меня живет мой сын - со своей женой и с тремя детьми (18, 17 и 14 лет). Я считаю, что это моя семья. Я у них бываю, и они - у меня. И на даче мы лето проводим вместе. Там у нас соседи замечательные - Толубеев Андрей Юрьевич(актер БДТ. - От авт.) и его семья. Посиделки у костра - с играми всякими, литературными и прочими.

У них хорошая семья, дружная. Хотя все бывает, конечно. Никакую семью идеализировать нельзя. Люди ершистые, задиристые, молодые. Но это правильная семья. Там "гвоздь" - папа. Он зарабатывает деньги. Но свое место совершенно замечательно занимает его жена Оксана. Она снимает все конфликты, сглаживает все острые углы. Она очень верно, мне кажется, ощущает свою женскую роль.

- Сыну, внукам не передался ваш талант?

- Нет. Сын - инженер-программист. Дети стихи сочиняют, читают стихи, могут попеть, на гитаре поиграть, но такой страсти к театру - ни у кого... Это же, знаете, как благословение или как проклятие - с самого детства можно почувствовать.

- Они бывают на ваших спектаклях?

- Больше всех - невестка. Остальных приходится, что называется, вытаскивать. Сын домосед. На работе - у компьютера и дома то же самое. Внуки - безумно интересные! И все очень разные. Младший - особенно, это нечто! Ему 14 лет. В школе изучает два языка - немецкий и английский и самостоятельно - испанский. Учит еще польский, японский. За будущее этого мальчика не волнуешься. Стасик родился уже взрослым... Он абсолютно самодостаточен.

Почти писатель

- Что-то пишете - стихи, воспоминания?

- Пишу только "по поводу". Скажем, день рождения, годовщина моего мастера Музиля Александра Александровича (он работал в Александринском театре режиссером, был руководителем моего курса). Просят: "Напишите о нем, вспомните что-то..." Я, естественно, не могу отказать. И написала для нашего театрального журнала. Или Сирота Роза Абрамовна, педагог, которая работала в БДТ и в "Ленкоме". Тоже попросили о ней рассказать, сборник собирают. Вот только так.

Сейчас я готовлюсь к вечеру "1913-й год", композитор Рогалев проводит его в музее Шаляпина и попросил меня сделать подборку стихов. Там, естественно, Блок, Гиппиус. Все возвышенно. Но мне ближе, скажем, Саша Черный со своим сатирическим взглядом.

А по поводу писания... Сейчас очень много графоманов. Как с ума сошли! Столько написано и такие посредственные вещи! Зачем? Ну что толку, что он где-то обозначился, запечатлелся? Все пожилые женщины пишут стихи. И я пишу. Но меня оправдывает то, что я их не издаю.

Очень впечатлил меня в этой подборке стихов поэт Александр Амфитеатров, такой его афоризм:

Когда ты истинный поэт,
Твори без фанаберии,
Не издавай свой юный бред
И не пиши мистерии.

 

(Смеется) Очень правильный совет!

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 1.06.2002

фото Ю.Кудряшовой

версия для печати   
 
Хотите познакомиться?
Загрузка...