Мультимедиа для театров и шоу

Классический вариант театра сегодня все реже вызывает восторг зрителя – публику надо постоянно удивлять, придумывать новые формы. Издесь видеопроекционная техника открывает фантастические возможности. Сегодня видеомэппинг, а также другие технологии, рассчитанные на то, что зрители испытают чувство восхищения, что представление будет смотреться на одном дыхании и зритель ни на минуту не «выпадает» из состояния волшебства», прочно вошли в нашу жизнь и ограничены только фантазией разработчика и бюджетом заказчика.

Сегодня недостаточно просто показывать классический балет и хорошую хореографию, необходимо делать нечто, что будет удивлять искушенного зрителя. Поэтому использование мультимедиа в спектаклях – это попытка не только расширить возможности сцены, по новому решить вопрос декораций, но и увеличить пространство, поиграть с цветом, добавить в танец виртуальных персонажей.

Mультимедийные шоу в наши дни – не просто достойная смена традиционным декорациям, это значительно больше: динамика, эмоциональный фон, виртуальная реальность, полет, сказка. Никакая механика не сможет добиться перемещений в пространстве, мгновенной смены картинки и прочих мультимедийных эффектов.

Количество проектов в театрах на основе видеопроекционной техники продолжает расти. Сегодня проектор– это то оборудование, которое должно иметь большинство театров. Многие из них изучают мнение своих зрителей, благодаря чему можно узнать, что они движутся в правильном направлении. Важно помнить, что оборудование для визуализации – это лишь инструмент, один из элементов обыгрывания сцены, нo он не заменит талантливую постановку и игру актеров. В театре все зависит от задумки режиссера – как засвечивать сцену, как сочетать классические декорации и костюмы с проекцией, стоит ли обратиться только к проекции или лучше использовать светодиодные экраны.

Сегодня ни одно шоу, несмотря на присутствие режиссера и участников, не состоится без технологических эффектов и мультимедийного оборудования. Помимо традиционных экранов и светодиодов, все большую популярность набирает трехмерный видеомэппинг. Удовольствие недешевое, трудо- и капиталозатратное, однако его имиджевую функцию трудно переоценить. Пока чаще всего спрос на такие шоу присутствует в крупных городах, реже – в регионах.

Как правило, такого рода проекция – это либо искусство, либо рекламная акция. В первом случае цель – привлечь внимание, восхитить и развлечь, а также заменить или дополнить декорации и реальных актеров. Второе – все то же самое, только еще и продать. Здесь, как правило, применяют две технологии – светодиоды, которыми можно «обтечь» почти любую поверхность и естественным путем решить проблему с засветкой, и видеопроекция – наиболее популярная в силу практичности, бюджета и такого уровня развития проекционной техники, который сегодня позволяет успешно конкурировать со светодиодами по яркости и цветопередаче, не говоря уже о стоимости.

Еще какое-то время назад, когда проекционная техника была менее мощной, нельзя было делать ничего подобного церемониям открытия и закрытия Олимпиад в Лондоне, Сочи и Рио-де-Жанейро. А сегодня фантазия художников может сдерживаться только собственными рамками: проекторы позволяют воплотить почти любую идею.

Сегодня многие профессионалы понимают, что лучшее и эффективное шоу – это то, где используются яркие визуальные образы, которые наверняка запомнятся зрителям. По крайней мере, впечатления от них будут сильными. Практически любую площадку можно приспособить под видеомэппинг – при грамотном конструктиве и точках подвеса проекторов весь монтаж не займет много времени.

Примечательно, что видеомэппинг позволяет не только проецировать стереоизображение на предметы, но и менять пространство вокруг них, делая сами объекты участниками представления. Для этого даже не требуется больших пространств или сверхсложных инсталляций – достаточно двух-трех поверхностей небольшой площади и конструктива, позволяющего подвесить нужное количество проекторов.

В последние годы театры активно внедряют в свои спектакли проекционное изображение, в том числе и трехмерное. Опыт многих продвинутых театров показывает, что с помощью видеопроекции можно не только решить практические задачи замены декораций, введения в постановку новых виртуальных объектов и участников, но и создать определенную атмосферу волшебства, которой труднее добиться с помощью традиционных декораций. Более того, в таком представлении нет необходимости делать паузу для смены декораций, потому что их можно просто переключить.

К тому же, делать мэппинг в масштабах театра технологически проще и менее затратно, чем, скажем, в масштабах стадиона или фасада какого-нибудь дворца. По крайней мере, те театры, которые отдают в своих постановках должное этой технологии, впоследствии не жалеют об этом.

Мультимедиа в театре – это инструмент, а не самоцель. Главное – не бояться экспериментировать с новыми технологиями, стараясь взять все лучшее и позитивное, что накоплено мировым опытом в этом направлении. Важно помочь зрителю из потребителя информации стать участником представления – не столько толкаться в буфете перед спектаклем, лениво ожидая, когда тебя начнут развлекать, сколько погрузиться в атмосферу действа, проникнуться основными идеями режиссера, познакомиться с главными героями, посмотреть изображения соответствующей эпохи. Хотя буфет, конечно, тоже важен. К тому же там тоже висят панели.

Театр позволяет по-разному воздействовать на зрителя, и здесь важно все: от того, что продается в кафе, до непосредственного впечатления, вынесенного из представления. Поэтому надо стараться использовать все доступные средства: различные технологии на традиционной сцене и во всем пространстве театра. Погружение в тему и среду – одна из множества возможностей, которые дают мультимедиа и сетевые технологии театру.

Многие театры по всему миру сегодня экспериментируют с мультимедиа. Очевидно, что эта тенденция будет набирать обороты. Возможно, театры вскоре уйдут в Интернет, и таким образом станут поставщиком художественного контента для огромного количества пользователей сети. С помощью новых технологий даже маленький провинциальный театр с талантливым режиссером сможет выдавать такой контент на весь мир, а зрители – его видеть. К тому же протянуть оптоволокно в небольшой населенный пункт намного дешевле, чем провести туда нормальную дорогу.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться