Подписка на новости

 

Тамара, царящая на сцене

Тамара Гвердцители

Три дня в концертном зале "БайкалБизнесЦентра" выступала народная артистка Грузии Тамара Гвердцители. Вел концерты Святослав Бэлза, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, действительный член Академии российского искусства. Мы попросили его представить концерты, которые начали и будут теперь проходить в Иркутске, в новом зале "БайкалБизнесЦентра".

- Я с удовольствием поддержал идею генерального директора "БайкалБизнесЦентра" Николая Константиновича Иванова об открытии концертного зала...

К вам будут приезжать артисты, что называется, первостатейные, настоящие, поющие живыми человеческими голосами, а не под фонограмму. Людмила Георгиевна Зыкина уже дала согласие на то, чтобы ее имя носил концертный зал "БайкалБизнесЦентра", и скоро она приедет сюда с друзьями, состоится официальная церемония. В этом зале, мы надеемся, выступят Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Их приезд был отложен, в частности, из-за отсутствия рояля (теперь он есть), а еще потому, что у Магомаева была презентация мемуарной книги "Любовь моя мелодия".

"Крестной" нового прекрасного рояля стала Тамара Гвердцители - одна из самых блистательных наших певиц. Три дня подряд зал на концертах Гвердцители был полон, хотя сегодня приехать с ансамблем и дать такие концерты очень сложно, дорого по себестоимости. Как видите, тяга к настоящему искусству есть. Не все то музыка, что звучит. Здесь же звучала настоящая музыка, прекрасные мелодии. По-моему, получился замечательный праздник, судя по реакции публики (а это эмоциональная оценка происходящего на сцене) - по цветам, аплодисментам: провожали стоя. И артистам было очень приятно.

Тамара Гвердцители впервые в Иркутске. Она летела сюда, как в незнаемое, положившись только на мое слово, что все будет хорошо. Началось с того, что Иркутск нас не принял: был туман, и мы сели... в Улан-Удэ. Но это не оказалось плохим предзнаменованием. Напротив, все было замечательно!

Я обращаюсь к певице:

- Тамара, ходили слухи, что вы уехали: то ли во Францию, то ли в Америку, потому что вышли замуж то ли за француза, то ли за американца... Где вы на самом деле живете, чем занимаетесь, почему вас не видно, не слышно?

- Во Франции я была, в Америке была, это, действительно, не слухи. Сандро, мой ребенок, поехал учиться в Бостон, и с ним поехала моя мама. И я, действительно, так часто к ним ездила, что кому-то надо было преподнести будто бы я уехала. На самом деле это не так, - рассказала Тамара Гвердцители.

- Где же вы были все это время?

- Работала, создавала программы, которые мы записывали в Америке, во Франции. В прошлом году по телевидению была прямая трансляция с моего сольного концерта из центрального зала "Россия".

Сейчас сын учится в Нью-Йорке, в школе с математическим уклоном, а я нахожусь между Москвой и Нью-Йорком, задерживаясь... в Париже.

- А как же Грузия?

- Там живут папа, брат, родственники. Я бываю не часто, с 1993 года живу в Москве.

- С кем-то из московских артистов дружите?

- Нет, пожалуй... Раньше было больше возможностей для общения, хотя я и жила в гостинице. Золотые годы были! Все время проходили какие-то праздники, презентации. А сколько было сборных концертов! Со всеми дружили, общались... А сейчас все это очень редко бывает.

- За все эти годы вы вдруг мелькнули на телеэкранах в... рекламе шампуня против перхоти. Представляю, как о вас говорили...

- Естественно, ходили разговоры, раздавались вопросы. Для меня этот проект был настолько незначительным, и я даже представить не могла, что люди все это так серьезно воспримут! Мне говорили (меня тогда не было в Москве), что ту рекламу пускали почти каждый час...

- Вы не занимались, как другие артисты, скажем, выпуском обуви, духов, кваса?

- Нет, - ответила Гвердцители.

- Мы занимаемся музыкой, - сказал присутствовавший при разговоре продюсер Тамары Гвердцители Евгений Кобылянский.

- Я понимаю, как создается мой образ: людям легче поверить, что артист куда-то уехал и больше не поет, не играет... Как было с Диной Дурбин: снялась, выступила, стала звездой и потом куда-то исчезла, жила в какой-то деревушке... Открытие каких-то кафе, ресторанов, салонов, выпуск обуви, косметики - все это не увязывается со мной. Я человек настолько далекий от такого рода бизнеса, что даже если очень захочу этим заниматься, знаю, что у меня ничего не получится (рассмеялась). Просто каждый должен делать свое дело.

Я лично благодарила Бога, судьбу за то, что в тяжелые для Грузии времена, когда многие профессора, режиссеры, артисты начали торговать фамильным серебром (это трагедия, считаю), я могла гастролировать, осталась в своей профессии. Ничего, что сегодня это, может быть, как говорится, захолустье. Зато завтра будут Париж, Лондон... Мои друзья не стали открывать киоски, у них не поднимается рука что-то продавать; они остались артистами. Хотя, к примеру, кино сегодня почти не снимается: чем заниматься тем, кто не мыслит себя без любимого дела?

- Сегодня у вас много гастролей?

- Много. Несмотря на тяжелые времена, люди ходят на концерты. Правда, от некоторых гастролей приходится отказываться из-за того, что утомляют перелеты, поезда...

- Тамара, наверное, ваша семья, как и все грузинские семьи, очень музыкальна? Правда, что вас в пять лет отдали в "Мзиури"?

- В пять - в музыкальную школу. В "Мзиури" - в десять.

Мама моя хорошо поет, дяди - тоже. Вообще вся мамина сторона...

- А в "Мзиури" мама привела?

- Дело было так. Я выступала на телевидении (пела песню с оркестром), и в этой же программе были девочки из "Мзиури". Руководители увидели меня и подошли к моей маме, сказали, что я вся такая замечательная, и попросили, чтобы она привела меня на репетицию. А я не хотела! Потому что училась в четвертом классе музыкальной школы и серьезно занималась фортепианной музыкой. Меня не привлекала эстрада, песни про Ленина, которые пели эти дети из Дворца пионеров.

А потом один умный человек сказал моей маме, что все равно вы не сможете сделать для дочери, как сегодня говорят, промоушн, у вас нет для этого ничего, не сможете сами представить ее, познакомить с ней широкую публику. Лучший способ для нее - быть в детском ансамбле, где-то ее увидят ("Мзиури" тогда собирались в Ленинград). И мама повела меня на репетицию. Я как-то неохотно стала вливаться в новый коллектив (мне ведь было всего 10 лет). Но педагоги помогли, они сыграли большую роль в моей судьбе. Я начала много ездить. Самым радостным было то, что мы пропускали уроки - это было очень приятно! (Смеется).

В "Мзиури" я выступала восемь лет. Потом была консерватория.

- А ваш сын - музыкальный человек?

- Он занимался на фортепиано, у него хороший голос. Но сейчас такой возраст - 13-14 лет, происходит мутация. Так что, пока скрипим...

Все говорят, что у Сандро - колоссальное чувство юмора, что он очень артистичный и может стать голливудской звездой. (Мама рассмеялась).

- Да, это так, - подтверждает Евгений Кобылянский.

- И на здоровье. В той стране таланты ценят, за них держатся. А если не судьба стать артистом - ну не судьба.

- Интересно, как вы познакомились с Мишелем Леграном?

- Это было в 1992 году. Я работала во Франции и мой продюсер отправил ему мою видеокассету. После чего артдиректор Леграна позвонил нам и предложил встретиться. У маэстро замок под Парижем, там мы и общались: разговаривали, пели и играли на двух роялях. Это чудесный, открытый человек, большой ребенок!.. Потом у нас были концерты в Париже, Нью-Йорке. Недавно мы встретились в Нью-Йорке. Мишель пишет музыку, выступает, дай бог ему здоровья.

- Слышала, что вы увлеклись режиссурой?

- Гарик меня заразил (смеется).

- Кто-кто?

- Георгий Параджанов. Он посвятил мне сценарий фильма "Женщина в пустыне", потом мы его вместе переделывали. Он все-таки сценарист, а я - человек сцены, знаю, что значит творить, придумывать что-то на сцене, что такое сиюминутность... Конечно, кино - это не эстрада, это совсем другое. Параджанов был очень вдохновлен, вдохновил меня, я написала музыку.

- Фильм готов?

- Еще нет. Сейчас у нас будут гастроли в Израиле (пять больших концертов), мы докончим съемки, надеюсь.

- Вы ведь мечтали стать драматической актрисой?

- Да.

- А если не петь, чем могли бы заниматься?

(Задумалась...) - Даже не знаю, чем бы могла заниматься (рассмеялась) так хорошо! Может быть, композицией... Но для других я никогда не писала. Мои песни как-то рождаются вместе с моим голосом. Хотя многие артисты - и в Грузии, и в России - просили меня: "Напиши мне что-нибудь". Их притягивает в первую очередь, конечно, то, что я понимаю природу певца, раз сама этим занимаюсь. Но для других писать очень сложно! Может быть, когда-нибудь Слава Бэлза меня и заставит? (Рассмеялась). Он иногда говорит, как пророк: надо сделать так, будет так, и так и получается!

Мне интересно было бы написать что-то для мужчины-исполнителя, проникнуть в мужскую душу через музыку.

- Может, кто-то уже есть конкретно на примете?

- Единственный, пожалуй, кто приходит сейчас на ум, - Александр Градский.

Евгений Кобылянский, написавший несколько песен для Тамары Гвердцители, добавил:

- Чтобы написать для исполнителя что-то хорошее, настоящее, надо им жить - с утра до вечера и с вечера до утра: слышать его голос, видеть, хотя бы мысленно, перед глазами, думать о нем... Тогда, может, получится что-то человеческое.

- Тамара, это правда, что вы храните все свои концертные костюмы?

- Правда. С восемнадцати лет.

- Лариса Долина, например, свои наряды продавала с аукциона...

- Она худеет. А я время от времени надеваю их с гордостью: еще помещаюсь!

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 16.10.1999

версия для печати   
 
  
Хотите познакомиться?
Загрузка...