Подписка на новости

 

Наталья Варлей: "Гайдай увел меня из цирка"

Наталья Варлей

У нас в гостях замечательная "Кавказская пленница", очаровательная актриса Наталья Варлей.

- Наталья Владимировна, расскажите, как артистка цирка попала в кино?

- Сначала спросите, как я попала в цирк. При том, что у меня природная боязнь высоты! - говорит Наталья Варлей. - Мало того, до шестого класса я вообще не занималась ни физкультурой, ни спортом, потому что у меня был ревмокардит сердца! Когда наша семья переехала из Мурманска в Москву (мой отец был морским офицером, его отправляли служить в Мурманск), здоровье у меня наладилось, и я пошла поступать ни больше ни меньше как в цирковое училище. И меня приняли. Представьте, оказалось, что у меня есть все данные для того, чтобы стать артисткой.

Все четыре года, пока я училась, папа с мамой, конечно, надеялись, что меня отчислят за профнепригодность, но я получила диплом с отличием, и с номером "Воздушный эквилибр на штейн-трапеции с музыкальными инструментами" начала гастролировать по городам Советского Союза. Помню, родители пришли посмотреть цирковое представление, мама всплакнула, отец сказал: "Ну что ж, в семье не без урода..." Вот так своеобразно они благословили меня на работу в цирке.

Мне посчастливилось работать в одной программе с Леонидом Енгибаровым, великим клоуном. Это был великолепный артист, невероятной глубины, прекрасный жонглер, акробат. А какие у него были философские репризы! Помимо того, что я работала под куполом, выходила и вместе с Енгибаровым в его репризе... Я рассказывала младшему сыну: "Представляешь, я выходила на арену с самим Енгибаровым!" Но для ребят этого поколения фамилия Енгибаров, к сожалению, уже почти ничего не говорит.

Енгибаров сыграл в моей жизни своеобразную роль. Он рассказал обо мне режиссеру Юнгвальд-Хилькевичу, который в это время снимал свой первый фильм "Формула радуги". Потом он снимал, если вы помните, "Туфельки с золотыми пряжками", "Ах, водевиль, водевиль!", "Граф Монте-Кристо", "Д'Артаньян и три мушкетера". Впоследствии я снялась у него в фильме "Весна двадцать девятого" вместе с Валерием Золотухиным. А в "Формуле радуги" мне дали крошечную роль медсестры: на протяжении всего фильма я бегала со шприцем в руках за главным героем... Так вот, Леня Енгибаров сказал Хилькевичу: "У нас под куполом работает такая девочка! Выпускница циркового училища. Приходи, посмотри". Потом Юра мне рассказывал: "Я увидел под куполом цирка что-то божественное". Мне было 18, выглядела я на 14, вся такая юная, воздушная.

- И вы начали сниматься?

- Да. В процессе съемок Юрию захотелось, чтобы я сыграла главную героиню - аспирантку, даже не студентку, которой 22-24 года. Назначили кинопробы. Меня стали одевать в более взрослые костюмы, по-взрослому причесывать, красить. Но чем больше меня красили, тем юнее я становилась. Юра был просто в отчаянии! И в результате, конечно, стало понятно, что эту роль я сыграть не смогу - слишком юна. Роль сыграла Раиса Недашковская, киевская актриса. Но те кинопробы сыграли значительную роль в моей жизни. Именно тогда в павильоне Одесской киностудии появилась Татьяна Михайловна Семенова, ассистентка Гайдая, которая меня увидела и сообщила ему обо мне.

Когда я ехала из Одессы в Москву, читала в поезде журнал "Советский экран" и узнала, что будет сниматься фильм "Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика". И троица, и Александр Демьяненко, и режиссер - все те же, сейчас заняты поисками героини. Я еще подумала: "Интересно, кто же будет счастливицей?". Дома меня ждала телеграмма: "Приглашаетесь на "Мосфильм" на встречу с режиссером. Пробы "Кавказской пленницы". Я изумилась, испугалась, но из любопытства поехала. Мы познакомились с Гайдаем, была назначена кинопроба. И каким-то удивительным образом из огромного количества претенденток на эту роль утвердили именно меня! Хотя были и Настя Вертинская, и Марьяна, и Вика Федорова, и Наталья Кустинская, и Наталья Фатеева - можно перечислять всех актрис, уже известных и популярных в то время... А утвердили никому не известную цирковую гимнастку! Гайдай мне потом сказал: "Меня поразила твоя смелость и раскованность". А смелость заключалась, знаете, в чем? Гайдай робко-робко меня спросил: "Наташа, а вы можете надеть купальник и выйти?" А что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник - моя рабочая форма. - Конечно, - сказала я. Пошла, переоделась и вышла. Это и сыграло решающую роль. Проба была яркой, я была совершенно раскрепощена. А ведь тогда никто не снимался раздетым...

И вот в городе Горьком, где я была на гастролях, мне сообщили, что я утверждена на роль Нины. Это известие я восприняла с таким невероятным испугом, с таким ужасом: я поняла, что пусть на короткое время, но мне придется расстаться с моим любимым цирком. Я совершенно не собиралась ввязываться в эту авантюру. Мне было интересно, но сниматься в кино я больше не хотела. После "Формулы радуги" я решила, что там - моя последняя роль. Я прибежала к своему цирковому режиссеру и говорю, что меня утвердили на роль "Кавказской пленницы", но я не хочу сниматься. И реву. Он вскричал: - Ты что, с ума сошла? Ты представляешь, как тебя будут объявлять? "Под куполом цирка - исполнительница главной роли в фильме "Кавказская пленница" Наталья Варлей!" Представляешь, какая реклама?!

Что такое реклама, я тогда не очень понимала. Но начала сниматься. Я потащила за собой 290 килограммов цирковой аппаратуры, наивно полагая, что она будет висеть в Ялтинском цирке и в свободное от работы время я буду репетировать. Но мы работали с утра до вечера. Снимали в Крыму, в горах (и один-единственный эпизод - на Кавказе), я училась водить машину, выполняла различные трюки, и это мне давалось легко. Пригодилось мое цирковое образование и музыкальное - тоже (в музыкальной школе я не доучилась, потому что поступила в цирковое училище). Все трюки в картине я выполнила сама, без дублера. Что касается актерской части, конечно, мне было очень трудно. Сниматься с профессионалами, блистательными актерами! Я комплексовала безумно. И только благодаря помощи всей съемочной группы (со мной репетировали по многу дней), мне удалось с честью выйти из этой сложной для меня ситуации.

Например, если в фильме мне надо было от души хохотать, меня смешили. Я очень старалась, но, видимо, мой смех не всегда соответствовал, и Гайдай стал подсылать ко мне самых талантливых рассказчиков анекдотов - благо, их было много. На анекдоты я хохотала, а по команде "мотор!" просто цепенела от ужаса. Вообще о съемках можно столько рассказывать! О том, как смешили неопытную дебютантку, об ослике, о Шурике... Картина стала безумно популярной. В Доме кино все аплодировали, а я ревела крупными слезами, считая, что провалила роль. Когда меня поздравляли, мне казалось, что меня просто утешают.

Несмотря на то, что картина была принята благосклонно не только зрителями, но и критиками, я все время считала, что это какая-то ошибка, что скоро все это закончится, и все поймут, как ужасно я сыграла!.. Но вот прошло уже больше тридцати лет, и я поняла, что не остальные 62 или 63 картины, в которых я снималась, а именно "Кавказская пленница" принесла и популярность, и любовь зрителей. И все почему-то связывают этот фильм с детством. Иногда я стою на сцене, хорохорюсь, и вдруг выходит очень пожилой человек и говорит: "Я с детства вас люблю!" Я говорю: "Спасибо. Я тоже с детства вас люблю". Я понимаю, что картина столь светлая и добрая, что у всех ассоциируется с детством. Когда мой трехлетний (тогда еще) сын увидел впервые "Кавказскую пленницу", он сказал: "Где бы мне найти такую девушку, как Нина?" - Так вот же я! - говорю. - Нет, - ответил сын, - ты это ты. А вот как Нина! Один из моих друзей сказал: - Наташа, я понял, чем эта роль дорога. С этой девушкой хочется быть рядом, дружить, хочется любить ее.

И со временем я поняла, что это так. А затем в течение многих лет стремилась доказать, что я не только цирковая артистка, которая смогла сняться в комедии с трюками, но и драматическая актриса. После фильма "Вий", в котором я сыграла роль паночки, где меня тоже использовали в основном как цирковую артистку (я выполняла различные трюки), приняла решение поступить в театральный институт. Окончила с отличием театральное училище имени Щукина на курсе Катина-Ярцева. Со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, очень много талантливых ребят. Это был первый выпуск Юрия Васильевича. И после окончания я стала работать в театре имени Станиславского. Параллельно с учебой снималась, параллельно с работой в театре - снималась.

- А еще был в вашей жизни Литературный институт. И, как в фильме, вы - всюду "студентка, комсомолка, отличница"?

- Отличница - всюду: в школе, в музыкальной. Цирковое закончила с отличием и театральный институт. И диплом литературный тоже защитила на "отлично".

- До вас доходили слухи, что Варлей исчезла?

- Были всевозможные варианты: что я разбилась в автокатастрофе, в самолете, сбросилась откуда-то на почве трагической любви... А однажды ко мне подбежали девочки-школьницы: - О, оказывается, вы живы! У нас был слух, что во время съемок вас растоптали свиньи!

Актеры всегда в центре внимания, и, конечно, иногда люди придумывают самые нелепые факты из биографии. На самом деле все это время я снималась, работала в театре, записывала песни, писала стихи, ездила по стране, выступала с концертами, ездила по всему земному шару - на всевозможные фестивали кино, молодежи, форумы женщин... Кроме того, училась, детей растила. В Литературный институт я поступила на заочное отделение, когда у меня родился второй сын... Вела передачу "Домашние хлопоты с Натальей Варлей".

- Кстати, что с передачей?

- Ее больше нет, она потихонечку умерла. Сейчас рассматриваются разные проекты, ведутся переговоры... Несмотря на то, что в названии передачи стояла моя фамилия, это не была моя авторская программа. Мне просто предложили схему, и я старалась, как могла, в нее "входить".

- Вашу жизнь можно назвать сумасшедшей?

- Можно. Сумасшествие ее хотя бы в том, что я все время в дороге, а мои сыновья всегда были рядом (я их всюду таскала с собой) - рядом со сценой, со съемочной площадкой, в гостиницах... Я тряслась, играя спектакль, когда мой четырех - или пятилетний ребенок находился один в гостинице. И если про старшего я знала, что он ничего такого не сделает, то младший - как раз наоборот - сделает. Конечно, это сумасшедшая жизнь. Не можешь спланировать свои выходные, свой отпуск... Я пишу стихи, рецензии на чужие стихи, езжу на концерты, озвучиваю фильмы (у меня больше двух тысяч озвученных картин), занимаюсь благотворительной деятельностью. Без конца идут переговоры по поводу антрепризных спектаклей. Есть и телевизионные проекты, и кинематографические.

- Правда, что после фильма "Вий" вас преследовали несчастья и вы решили окреститься?

- "Мегаполис-экспресс" напечатал полную ахинею! Они обратились ко мне: "Мы хотим поговорить с актерами, которые снималась в фильмах-ужасах". Я сказала, что мне не хочется об этом говорить. Но журналистка, видимо, понаслышке, написала то, что ей хотелось: что мы после фильма поплыли на корабле, и корабль чуть не пошел ко дну, и потом я долго и тяжело болела, и потом крестилась. Начнем с того, что после "Вия" мы не могли никуда плыть - некуда было, картина снималась в Москве (на корабле мы плавали во время съемок "Пленницы", - смеется). Тяжелой болезни тоже никакой не было. У меня просто пошла в жизни черная полоса. И даже никак не связывая с "Вием", я решила окреститься. Мы были с театром в Херсоне на гастролях, я пришла в храм... Было тайное крещение, потому что я была секретарем комсомольской организации. Потом у меня появился духовник, и уже позже я начала понимать, чем же в моей жизни был "Вий". Нечистая сила в храме - это большой грех. Очень надеюсь, что бог меня простит, потому что я исповедалась по этому поводу...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 21.09.1999

версия для печати   
 
 
Загрузка...